Выжать максимальную маржу

 

Потребление моторного топлива практически перестало расти. Объем рынка топливной розницы в Петербурге и Ленинградской области, по оценкам компании «Газпромнефть — Северо–Запад», составляет порядка 3 млн т (бензин и дизельное топливо), это всего на 1,3% больше, чем годом ранее. По примерным подсчетам, в денежном выражении это соответствует 110 млрд рублей.
По словам генерального директора компании «Газпромнефть — Северо–Запад» Олега Шалимова, развитие рынка сдерживает снижение реальных денежных доходов населения и как следствие — тенденция к экономии, в том числе на топливе. «Люди стали реже использовать личный транспорт, отдают предпочтение более дешевому топливу, несмотря на возрастающий в этом случае риск залить в бак некачественный продукт», — отмечает он.
Сетевой захват
В настоящее время рынок топливной розницы в Петербурге поделен между 11 сетями, которые владеют 479 АЗС. В Ленинградской области количество игроков заметно больше. Из 269 АЗС здесь 34 заправки принадлежат мелким операторам, остальные 235 работают под вывесками 14 сетевых компаний.
По общему количеству АЗС в Петербурге и Ленинградской области лидирует «ЛУКОЙЛ» с долей рынка 20% (по СПб — 24%, по ЛО — 12%). На втором месте идет ПТК с долей 15% (по СПб — 17%, по ЛО — 10%), на третьем — «Газпромнефть» с 10% (по СПб — 12%, по ЛО — 8%). При этом самая большая сеть АЗС в Ленобласти у «Киришиавтосервиса», где компании принадлежат 39 автозаправок, или 14% регионального рынка.
Новые АЗС в СПб и Ленобласти в последние годы появляются редко. Так, в 2016 году сеть Shell пополнилась тремя АЗС, по одной открыли «Несте» и «ЛУКОЙЛ». Еще одну АЗС до конца года на Мурманском шоссе планирует открыть «Газпромнефть».
«В 2017 году мы планируем расширение сети наших АЗС в основном в Петербурге. Наиболее перспективными представляются районы новой городской застройки и все основные направления междугородних трасс, если говорить о Ленобласти и СЗФО в целом», — делится планами Игор Янок, генеральный директор ООО «Несте Санкт–Петербург».
В компании «Газпромнефть» считают Петербург и Ленобласть регионом с большим потенциалом развития. «До 2025 года планируем расширение присутствия в регионе более чем на треть. Основной прирост планируется в Ленинградской области, на ключевых федеральных трассах. В Петербурге АЗС «Газпромнефть» уже есть в большинстве районов. Открытие новых станций в городе планируется точечное, в долгосрочной перспективе», — говорит Олег Шалимов.
Стадия насыщения
Особенность петербургского рынка состоит в том, что в городе практически не осталось свободных участков под строительство новых АЗС, в отличие от Ленинградской области.
По мнению Александра Белова, генерального директора ПТК, существенного роста числа АЗС уже не произойдет, так как рынок уже насыщен: «Сети нефтяных компаний практически сформированы. Нам также нет смысла наращивать АЗС, поэтому строительство будет вестись только в развивающихся районах, где топливной инфраструктуры недостаточно либо где есть белые пятна самих компаний. Но таких мест не много, и все они ограничены резким дефицитом земельных участков, слабой инженерией или техническими ограничениями».
По словам Олега Ашихмина, президента НП «Нефтяной клуб Санкт–Петербурга», рынок АЗС в СПб также отличается большим объемом реализации нефтепродуктов и лучшим качеством топлива, чем в Ленобласти. Так, средняя прокачка на АЗС в городе составляет 15–18 тыс. л/сутки, по ЛО этот показатель в 1,5–2 раза ниже — 8–10 тыс. л/сутки.
«В Ленинградской области социально–экономическая ситуация хоть и остается непростой, но стабилизировалась на уровне прошлого года. Более того, экономика региона постепенно восстанавливается, открывая возможности для роста рынка моторного топлива», — считает Олег Шалимов.
Рентабельность топливной розницы сохраняется на прежнем уровне. Ее размер существенно зависит от цен поставки и структуры потребления. В розничном сегменте она выше, чем в корпоративном, где клиентам предоставляются значительные скидки.
«ПТК традиционно считается корпоративной компанией. Однако за последний год мы нарастили свою долю на рынке частных автовладельцев, что положительным образом повлияло на уровень рентабельности. В целом же по году рентабельность составляет 10–12%», — рассказывает Александр Белов.
Формат работы
Увеличить прибыль сетям АЗС помогают сопутствующие услуги, по которым маржинальность выше, в основном это магазины и кафе. «Маржинальность сопутствующего бизнеса в принципе выше и в среднем составляет от 28 до 45%. Значимых изменений уровня рентабельности сопутствующего бизнеса по итогам года не ожидается», — считает Олег Шалимов.
«Сетевая розница развивается в направлении предоставления различных услуг автовладельцам (мойка, шиномонтаж, кафе). Развиваются сети фастфуда на АЗС и мини–маркеты», — отмечает Олег Ашихмин. Так, например, в ПТК делают ставку на традиционный формат АЗС с магазином и кафе. В компании в 2016 году существенно изменили матрицу товаров, сосредоточив внимание на тех, которые пользуются повышенным спросом у автомобилистов: кофе, снеки и продукция кафе. «Продажи кофе в течение последних нескольких лет показывают устойчивый рост, поэтому мы уделяем этому продукту особое внимание, — говорит Александр Белов. — При этом мы комплексно походим к данному вопросу: в ассортимент вводятся новые виды кофейных напитков, на постоянной основе обновляется парк кофемашин, реализуются современные дизайн–решения зоны кафе».
По словам Олега Шалимова, его компания работает над повышением эффективности каждой станции. «С этой точки зрения перспективными считаем автоматические безоператорные станции и высокорентабельные полноформатные АЗС большой площади с полноценным магазином, фирменным кафе и широким набором дополнительных услуг.
Автоматические станции в наибольшей степени актуальны в городах, в районах с большим автомобильным трафиком, где скорость заправки имеет принципиальное значение», — объясняет он.
Полноформатные АЗС «Газпромнефть» развивает как в городах, так и на трассах. «В этом формате мы делаем ставку на развитие сопутствующих товаров и услуг. В зависимости от локальных условий используем разные модели управления нетопливной составляющей бизнеса», — добавляет Олег Шалимов. В частности, компания активно развивает собственный бренд кафе Drive Cafe и благодаря большому успеху этого проекта даже думает вывести его за рамки АЗС.
В компании «Несте» готовы строить и открывать АЗС различных форматов, отталкиваясь от потребностей своих клиентов и характеристик участков под АЗС.
«От нас клиенты ожидают качественного топлива и услуг, как на поле колонок, так и в магазине и кафе, где мы постоянно расширяем ассортимент товаров и продуктов», — говорит Игор Янок.