Чудом не зажегшаяся спичка

 

Черногорская прокуратура в конце минувшей недели назвала имена россиян, организовывавших, по ее данным, попытку переворота в Черногории, — Эдуард Широков и Владимир Попов. Имена ни о чем не говорят, где эти люди, тоже неизвестно; в конце октября вроде бы каких–то россиян депортировали из Сербии — после этого внезапный визит в Белград нанес секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.
Речь между тем идет о более чем серьезных вещах. Сербские националисты якобы под кураторством россиян собирались устроить беспорядки в Подгорице после парламентских выборов. Снайпер должен был застрелить премьера Черногории Мило Джукановича, а демонстранты — захватить парламент и объявить о взятии власти. Причина — скорое вступление Черногории в НАТО. Планы были раскрыты, вожаки арестованы, включая экс–начальника сербской жандармерии Братислава Дикича. Дикич в 1990–е служил в Косово, командовал спецназом и НАТО явно ненавидел. Россия же, пишут черногорские СМИ, в последние годы добивалась создания пунктов обеспечения ВМФ в Баре и Которе. Крайне важная задача, как показали проблемы с заправкой "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море.
Про эту подозрительную историю в России пишут скупо и неохотно. Официально любая причастность Москвы опровергается. Оно и понятно — слишком все это не вяжется с образом миротворца. Тем более все равно же ничего у заговорщиков не получилось.
Но представим, что получилось бы. В стране, вступающей в НАТО, происходит переворот, за которым стоят сербы и загадочные россияне. Выставить их одиночками, у которых просто нашлись лишние 200 тыс. евро сербам на закупку оружия, согласитесь, не получилось бы никак. Последствия могли быть любыми. В этой истории слишком много аллюзий на события вековой давности в том же регионе, вплоть до того, что первый лидер организации "Черная рука", провернувшей убийство в 1914 году эрцгерцога Франца–Фердинанда, Илия Радивоевич тоже был шефом жандармерии. Не исключено, что новая спичка над "балканским пороховым погребом" не зажглась просто чудом.