Блоги "ДП". Максим Левченко о том, как изменилась каннская выставка MAPIC

 

Все, 18 ноября брошен прощальный взгляд на набережную Круазетт. В Каннах завершилась 22-я Международная выставка коммерческой недвижимости и ретейла MAPIC. Россия же представлена сегодня лишь наполовину в сравнении с теми временами, когда мы голосом Сергея Полонского удивляли Европу: "У кого нет ярда…"
MAPIC проводится с 1995 года, я шестой раз подряд участвую в выставке, представляя на ней компанию FortGroup. Еще пару лет назад казалось: MAPIC - это русская выставка на французской земле, на которую дружно слетается отечественная тусовка, чтобы провести несколько ноябрьских дней в приятной компании, отдохнув от слякотно-гриппозных Питера и Москвы. Вокруг родная речь, знакомые лица, фонтаны шампанского, реки водки, черная икра ложками, ежевечерние фейерверки, океанские яхты и частные джеты - всё, как у нас любят.
В наступившем "крымнаш" - времени с экономическим кризисом, жесткими финансовыми санкциями и бюджетным дефицитом - желания эпатировать прижимистую европейскую публику резко поубавилось, на смену расточительности тучных лет пришел прагматичный экономкласс, демократичные кофе-брейки и переговоры на ногах.
Впрочем, те, кто ездил на эту выставку не ради тусовки, и раньше никогда не велись на внешние эффекты. У людей дела цель была иная: показать свои и посмотреть чужие проекты, узнать новое, уловить тенденции рынка, наладить деловые контакты, заключить сделки. Собственно, все так и осталось. Ретейлейры по-прежнему подыскивают для себя новые площади, охотясь за девелоперами, а вечером все дружно выпивают на Круазетт. Русских стало поменьше. Пик нашего присутствия пришелся, думаю, на 2012-2014 годы. И FortGroup тогда трижды подряд выставлял свои проекты строящихся тогда ТРК "Европолис", "Лондон Молл", "Порт Находка", "Пять Озер", БЦ "Fort Tower".
В этом году осталось не более десятка российских компаний, готовых раскошелиться на отдельные стенды. Буквально за год их количество сократилось ровно в 3 раза - с 24 до 8. Цены кусаются. Для понимания: аккредитация одного участника на MAPIC стоит 1600 евро. Пересчитайте в рублях по курсу ЦБ. А еще площади под стенды арендовать.
Правда, ГК "Регионы", планирующая превратить Нагатинскую пойму в Москве в парк "Остров мечты", не поскупилась, сняла в этом году весьма внушительную площадку.
Схожая тенденция наблюдается и на выставке коммерческой недвижимости MIPIM, традиционно проходящей в Каннах в марте. Минувшей весной я был и на этом форуме, поэтому могу сравнивать. На MIPIM-2016 из России приехало чуть более двухсот компаний. Годом ранее их было 250, а в 2014-м - и вовсе 50. Статистика маслом, как говорится.
К слову, в середине нулевых именно на MIPIM президент Mirax Group Сергей Полонский произнес сакраментальное: "У кого нет ярда, пусть идут в ж…!" Что в переводе на наш литературный означало: "Те, кто не способны заработать миллиард (не рублей), могут отдыхать где-нибудь в сторонке".
Но вернемся на MAPIC. Интерес к России не угас, рынок у нас большой и сформированный, на нем представлена значительная часть ведущих международных брендов. Другое дело, что развитие ретейла в нашей стране сейчас замедлилось, новых проектов заявлено крайне мало. Ввязываться в строительство крупных торговых центров сегодня могут только не нюхавшие пороху новички, которым лишние деньги жгут карман, да горячие головы, бросающиеся в любую авантюру, а рынку, находящемуся в состоянии хандры, они сейчас точно не нужны. Сейчас, очевидно, время покупать существующие проекты под редевелопмент или те, что испытывают финансовые сложности. Время проблемных активов уже наступило, и многие проекты теперь стоят меньше или равны своему долгу. Поэтому и на MAPIC по большей части представлены проекты, которые затевались при царе Горохе, строятся давно и продолжаются по инерции, поскольку остановить их еще дороже.
В Петербурге это открывшийся в августе "Охта Молл" на Якорной улице, находящийся в активной сдаче помещений в аренду, - пожалуй, и все. В Москве - уже упоминавшийся "Остров мечты" в Нагатино, ТРК "Ривьера" в Южном округе столицы, вторая очередь ТРК "Метрополис". Кстати, заявлен большой проект торгово-развлекательного комплекса в самом центре Грозного, целых 60000 м2 арендопригодной площади. Сильно.
На выставке я встретил Андрея Павлова, президента группы компаний ZENDEN. Она консолидирует обувной рынок в России, управляя сетью розничных магазинов в 100 с лишним городах, строя новый завод в Крыму мощностью миллион пар обуви в год. Словом, бизнес у Андрея растет, но и он не скрывает, что отрасль чувствует себя весьма скверно.
А на Лазурном Берегу, сказать по правде, кризис не ощущается. Здесь по-прежнему потребляют тоннами, поедая свежие морепродукты и запивая цистернами прованского розе нового урожая. К слову, в этом году трендом выставки, похоже, стали аппетитные закуски, которыми угощают практически на каждом стенде. Утром наливают ароматный кофе, подают круассаны "кон крема" или с шоколадом, мини-булочки с изюмом, а ближе к ланчу появляется шампанское, вино, сандвичи с тунцом, фуа-гра или лососем. К вечеру публика плавно перетекает на набережную, чтобы отведать свежевыловленных устриц и прочих морских гадов.
На MAPIC теперь звучит преимущественно английская, немецкая и французская речь. С вкраплениями арабской. Да и проекты почти сплошь и рядом - европейские и ближневосточные. Среди новичков - Иран, на чьем стенде представлен макет крупного молла (Иран Молл), включающего торговый центр, гостиницу, театр и конгресс-холл.
Нет, русские не чувствуют себя бедными родственниками, но потесниться пришлось. Зачем же мы едем туда? Ну не ради гастрономических изысков. Нас и дома, в родном Петербурге, пока неплохо кормят.
Да, у FortGroup сейчас нет новых проектов, связанных со строительством торгово-развлекательных центров, но нам важно понимать тенденции на рынке. И не только на российском. Любопытно посмотреть на новых игроков, последить, в каком направлении и кто активно развивается. Интересно даже то, как выглядит оформление самой выставки, стендов, макетов, какие делают презентации. Технологии не стоят на месте, все меняется год от года. Среди участников MAPIC можно встретить владельцев и топ-менеджеров крупных ретейлеров и девелоперских компаний, что зачастую позволяет за 5 минут решить давно зашедшую в тупик проблему. Так, владелец и глава ведущей турецкой компании Ronesans Holding Эрман Ылыджак (той самой, что строит башню "Газпрома" в Лахте) регулярно приезжает на MAPIC, где 2 дня плотно общается с арендаторами и потенциальными партнерами. И я тоже провел с ним переговоры накануне. Мы ведь уже более 5 лет успешно сотрудничаем.
Что же касается завершающегося MAPIC, то выставка, конечно, не про новые контракты и не про текучку, все это делается в офисе за рабочим столом. В Канны едут за новыми идеями, трендами, ради возможности общения в неформальной обстановке. Выставка остается интересной для профессионалов. Плюс, конечно, антураж - море, солнце.
А что некого на русском языке даже в ж… послать, так это в столичную тюрьму к Сергею Полонскому, несостоявшемуся космонавту, который теперь хочет стать президентом России.
Автор - основатель FortGroup