Как ЦБ оживляет страховой рынок

 

Политика регулятора по оздоровлению страхового рынка начинает приносить результаты. Как сообщил недавно директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, количество проблемных страховщиков в РФ снизилось почти в 2,5 раза. По данным на конец сентября, около 44% компаний имеют низкие риски, 36% — умеренные, и порядка 20% находятся в так называемой красной зоне. В начале года число последних было почти в 3 раза больше. Так что с резюме Игоря Жука "тенденция к оздоровлению имеет место быть" трудно спорить. В последние несколько лет прогнозы по сокращению рынка не делал только ленивый. Но, как оказалось, дело это неблагодарное. В феврале 2016 года Центробанк заявлял, что к 2017 году отрасль подойдет в составе 200 игроков. И вот мы приблизились к этому рубежу: по словам Игоря Жука, на рынке остается порядка 270 компаний.
Консолидация и укрупнение — процесс закономерный, а кризис и действия регулятора — только его катализаторы. ЦБ поставил задачей очищение банковского и финансового рынков от компаний, не выдерживающих нагрузки, и последовательно реализует задуманное. Десять лет назад рынок насчитывал почти 950 страховых компаний, спустя 5 лет — уже 600 компаний, а по итогам первого полугодия 2016 года — всего 300. Простая арифметика.
Однако здесь проявляются не только функции надзора, но и функции развития. За прошедшие 10 лет страховые линейки стали более развитыми, сервис — удобнее, появились онлайн–продукты. Повышенное внимание со стороны регулятора привело к тому, что страховые компании стали внимательнее относиться к своей главной обязанности — выплате убытков, в том числе появилось удаленное урегулирование претензий в автостраховании. На рынок выходит национальная перестраховочная компания, позволяющая аккумулировать финансы в РФ, а не передавать их за рубеж. За счет ее появления решится проблема как обеспечения перестраховочной емкости в принципе, так и обеспечения перестрахования рисков, попавших под западные санкции.
Страхование стало ближе и доступнее как компаниям, так и гражданам. И самое главное — риски для страхователей снизились. Сегодня требования ЦБ к страховым активам высоки по одной простой причине: государство хочет быть уверенным, что его налогоплательщики получат от страховщика гарантированную финансовую помощь и что ему (государству) не придется решать проблемы страхователей за счет бюджета. В кризис деньги считают все.
Поэтому регулятор не только постоянно повышает требования к активам и чаще запрашивает отчетность, но даже желает знать, какую модель бизнеса использует страховщик, на чем зарабатывает, какие несет издержки, как определяет тарифы и как платит возмещение. Через несколько лет условия, которые раньше казались кризисными, станут вполне комфортными. Мы уже живем новой жизнью, учимся быть более мобильными, быстро и правильно реагировать на вызовы — тем, кто адаптировался, дальше будет намного легче.
Ну а пока рынок продолжает сжиматься и укрупняться. По итогам полугодия доля 10 крупнейших страховщиков России уже достигала 66%, а в Петербурге десятка занимает 70%. С 1 января 2018 года могут вырасти требования к минимальному уставному капиталу — с нынешних 120 млн рублей до 300 млн. Это ужесточение только подстегнет процесс консолидации.
Автор - генеральный директор страхового общества "Помощь"