Российским страховщикам предлагают бороться с мошенничеством с помощью blockchain — воспользоваться базой страховых историй на основе этой технологии.
Дочерняя компания Сбербанка "Сбербанк страхование" предложила рынку создать единую базу страховых историй, основанную на blockchain (технология хранения данных, прав и обязательств, защищенная математическими правилами так, что никто посторонний не может завладеть ими. — Ред.). Компания запустила собственную базу данных страхования с использованием современных информационных технологий, которая призвана бороться с мошенничеством в этой сфере. Сейчас "Сбербанк страхование" проводит электронные сделки полного цикла в пилотном варианте, но уже в следующем году планируется запустить промышленную эксплуатацию.
На данном этапе планируется создать децентрализованную blockchain–сеть, интегрированную с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая будет использоваться для сбора полного комплекта документов и дальнейшего обмена ими между всеми участниками сделок в сфере недвижимости. blockchain позволит быстро обмениваться электронными документами, которые будут в основном формироваться партнером проекта — сервисом "33 слона". Участниками проекта могли бы выступить страховые профобъединения (Российский союз автостраховщиков, Всероссийский союз страховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности), сами страховые компании, заинтересованные в данных единой базы, а также агенты и страхователи.
Как отметил директор по информационным технологиям "Сбербанк страхование" Вадим Егоров, компания рассчитывает, что использование данной технологии поможет игрокам сократить расходы на андеррайтинг, снизить риски наступления страхового случая и случаев мошенничества, а также будет способствовать созданию "среды доверия между не доверяющими друг другу людьми".
Чем полезен blockchain
Борьба с мошенничеством является одной из самых актуальных проблем для страхового рынка. По статистике комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков, 10% общего объема выплат российских страховых компаний идут страховым мошенникам, что составляет более 50 млрд рублей ежегодно.
Более того, в кризисные годы, такие как текущий, объем выплат возрастает на 5% вместе с общим ростом преступности. По словам генерального директора страховой компании "МАКС" Виктора Алексеева, в отдельных регионах доля выплат мошенникам уже достигла 25%.
Директор blockchain–компании Chainreactor Дерик Смит отметил, что технология blockchain гарантирует потребителям возможность быстрее и надежнее приобретать страховые полисы. При этом их стоимость существенно сокращается, так как снижаются финансовые издержки самих страховых компаний, а проверка подлинности полисов становится доступной любой из сторон. Он сказал: "Среди прочего упрощается нормативный контроль, который производится в режиме реального времени. Все участники получают полный доступ к общей базе данных. А также это открывает возможность использовать Интернет вещей, в котором приобретение страховки осуществляется при взаимодействии между человеком и компьютером или автоматически — между компьютером заказчика и компьютером страховщика".
Конкуренция неизбежна
"Создание единой базы страховых историй — интересное и нужное предложение, как минимум в области автострахования. Но очень важно, чтобы система была поддержана максимальным количеством страховых компаний, причем тех, которые имеют наибольшую клиентскую базу. Также подобный проект должен обладать достаточной финансовой поддержкой, чтобы успешно развиваться", — комментирует директор департамента информационных технологий "Либерти Страхование" Михаил Деменков.
С прошлого года по требованию ЦБ РФ Российский союз автостраховщиков (РСА) запустил на своей базе Бюро страховых историй (БСИ), куда каждая страховая компания обязана загружать информацию о заключенных договорах каско, ДАГО, о заключении дополнительных соглашений к этим договорам и о совершенных выплатах.
По словам Михаила Деменкова, у этой системы есть свои подводные камни, например, стоимость ее использования для страховой компании — стоимость одного запроса. В целом БСИ развивается не так быстро, как хотелось бы страховщикам, однако оно уже существует и имеет под собой техническую и законодательную базу.
"Кроме того, необходимо учесть законодательно установленные условия передачи персональных данных третьему лицу, которым является данное БСИ. С этой точки зрения, система от РСА представляется более перспективной для развития, так как является системой, которая поддерживается и развивается официальным представителем регулятора страхового рынка", — считает Михаил Деменков.
“
Единая база страховых историй — действенный инструмент, позволяющий иметь статистику убытков, информацию о мошенниках, осуществлять скорринг клиентов, минимизировать риски. Но дьявол кроется в деталях, для оценки участия нашей компании в этом проекте нам нужна детальная информация от его разработчиков. То, что рынок много лет не имел такой единой базы и только 2 года назад появилось Бюро страховых историй при РСА, говорит о многом. Но можно констатировать — доверия между страховщиками стало больше, появились новые цифровые решения. Это вселяет оптимизм.
Евгений Дубенский
член правления СК "Альянс" и СК "Альянс Жизнь"
“
Создание любой новой платформы сопряжено с серьезными денежными вложениями, поэтому в настоящее время я удивлюсь, если многие страховщики будут готовы финансово участвовать в этом проекте. Мне кажется, что эта идея может быть реализована только в том случае, если РСА при поддержке Центробанка РФ сможет добиться того, чтобы страховщики в рамках действия ФЗ–152 получили более широкие полномочия по проверке потенциальных страхователей. Также для реализации этой идеи необходимо прямое указание ЦБ о переносе Бюро страховых историй на базе РСА на платформу blockchain.
Сергей Мотовилов
директор по имущественному страхованию СК "Капитал–полис"