Как три молодых банкира основали сеть футбольных клубов для дошкольников

Три банкира — Евгений Кудрявцев (31 год), Руслан Баширов (25 лет) и Екатерина Панченко (34 года) основали сеть футбольных клубов для дошкольников. Клубы работают под брендом "Чемпионика" в 70 городах в России, а также в Казахстане, Белоруссии и на Украине — бизнес развивается по франшизе.

Идея сети футбольных клубов "Чемпионика" для мальчиков и девочек от 3 до 7 лет появилась у Евгения Кудрявцева, когда он учился в бизнес–школе в Гарварде. Тут сплелись его собственные интересы: любовь к футболу, воспитание своих детей.
"В Гарварде Женя познакомился с основателем школы Soccer Shots, которая работает в Америке уже 15 лет, присутствует в 200 городах и развивается по франшизе, — рассказывает совладелец "Чемпионики" Екатерина Панченко. — Родилась мысль: почему бы не попробовать сделать что–то подобное дома. Мы его поддержали".

Дети на вырост

Сеть школ "Чемпионика" появилась в 2013 году. Ее открыли друзья и коллеги по банковской сфере Евгений, Руслан и Екатерина. Для каждого это был не первый бизнес–проект, но на настоящий момент — единственный. "Мы познакомились с Женей, когда я работала в инвестиционно–банковском подразделении Morgan Stanley, а он в банке J. P. Morgan, позже он познакомил меня с Русланом, который тоже работал в одном из банков", — говорит Екатерина.
Предприниматели начали с того, что открыли футбольные секции в частных детских садиках и центрах развития. Схема была проста: тренер приезжал в зал и проводил занятие для малышей. По такой схеме в Москве до сих пор функционируют 50 точек, в Петербурге — 20.
Партнерам принадлежат две "Чемпионики" с собственными помещениями в Москве, по 150 м2 каждая, и одна в Петербурге, площадью всего 70 м2, зато на стадионе "Петровский".
На открытие одной точки в столице ушло 3,5 млн рублей, петербургская обошлась в 700 тыс. рублей.
Всего в России и ближнем зарубежье сейчас 360 "Чемпионик" — бизнес развивается по франшизе. В год школа с 250–300 клиентами может приносить владельцу 9 млн рублей выручки. Площадь одного типичного футбол–центра — около 150 м2.
"Любой футбольный клуб ищет таланты: это одна из основных функций профессионального спортклуба, — объясняет Екатерина. — Поэтому в Москве "Чемпионика" сотрудничает со "Спартаком", в Петербурге — с "Зенитом". Так что появление "Чемпионики" на главном стадионе города вполне оправданно.
Сейчас Екатерина занимает должность управляющего директора "Чемпионики". В ее обязанности входит развитие сети футбольных центров в Москве и Петербурге. В 2015 году оборот компании, управляющей школами "Чемпионика", в этих городах составил 65 млн рублей.
Прежде чем стать бизнесвумен, девушка 10 лет работала банкиром: в Ситибанке, PricewaterhouseCoopers, Morgan Stanley, инвестфонде Marshall Capital Partners, затем в венчурном фонде Inventure Partners. "Превращение из банкира в предпринимателя происходит до сих пор, — признается она. — Но поворотным моментом для всех нас, конечно, было появление первых клиентов и наемных сотрудников". Стартовый капитал бизнеса — это несколько миллионов рублей (личные сбережения) и 10 млн рублей от фонда Endemic Capital и частного инвестора.

Принцесса и динозавр

Тренеров "Чемпионики" обучают на собственной базе в Москве: без знания основ психологии урока не провести. "Малыши не будут заниматься, если тренер будет раздавать строгие указания. Наша методика строится на том, что каждое упражнение, которое дает тренер, превращается в сказочную историю, — объясняет Екатерина. — Ребенок огибает не тренировочные фишки, а капканчики, не ведет мячик, а гуляет с динозавриком, не бьет по воротам, а спасает принцессу".
Франшизу "Чемпионики" запустили в сентябре 2015 года, за год компания обросла 70 франчайзи. Участники рынка объясняют такую скорость развития невысокой стоимостью франшизного пакета (до 400 тыс. рублей) и большим спросом на подобные услуги в регионах.
Сейчас в "Чемпионике" обучаются 5 тыс. детей, около 20% — девочки: футбол хорош для развития ловкости, быстрой реакции. Совладелица бизнеса Екатерина признается, что в детстве и сама увлекалась футболом, а сейчас активно занимается бегом и триатлоном.
Основатели "Чемпионика" в дополнение к планам развития сети (собственной и франшизной) хотят расширить аудиторию — предложить футбольные уроки для детей 7–9 лет.
Главный конкурент "Чемпионики" в Петербурге — "Азбука спорта", в Москве — Footyball, в России — "Юниор" (более 230 учебных заведений). Петербургский рынок подобных услуг оценивается максимум в 150 млн рублей в год. Всего в России около 4,5 тыс. детей учатся в частных футбольных школах — таких много, и спрос на услуги стабильный: родители не экономят на детях, заверяет глава сети футбольных центров Estadio Group Вячеслав Смирнов.