Бизнес со звездой

За последние 25 лет количество качественных гостиниц в Петербурге удвоилось — с 70 до 148. В 2016 году ожидается максимальный прирост по количеству номеров.

В1990 году в Ленинграде действовало около 70 гостиниц. Они находились в ведении Управления гостиницами Исполкома Ленсовета и Государственного комитета по иностранному туризму (в управлении находились такие отели, как "Астория", "Европейская", "Ленинград", "Москва", "Карелия", "Прибалтийская", и "Пулковская"), а также Облсовета по туризму и экскурсиям ("Гавань", "Енисей", "Мир" и "Репинская" с филиалами). Кроме того, в городе работало несколько гостиниц, подшефных различным министерствам и ведомствам. В ту пору в Ленинграде останавливалось около 3 млн туристов в год, каждый третий был иностранцем.
"В 1991 году в Петербурге только начал складываться полноценный туристический рынок, но иностранцы все еще боялись ехать в Россию из–за негативных стереотипов и низкого уровня безопасности", — отмечает генеральный директор официальной гостиницы Государственного Эрмитажа Элшан Бабаев.

Женщины на этажах

"В 1990–е гостиничный сервис отсутствовал полностью, отельный бизнес был в стагнации, — вспоминает руководитель отдела продаж и маркетинга гостиниц "Астория" и "Англетер" Тамара Афонина. — Гостиницы никак не пытались привлечь гостей. Тренинги для сотрудников отелей, где их учили, как правильно улыбаться и расположить гостей, появились сильно позже". Привычное сейчас деление отелей на звезды появилось в России только в 1995 году.
"События августа 1991 года, которые привели к открытию границ и притоку иностранных туристов, стимулировали переход госсобственности к частным компаниям. Приватизация в том числе коснулась и гостиничного бизнеса Петербурга, — отмечает Мария Парфененко, генеральный директор инвестиционно–управляющей компании STEIT. — Участие в уставном капитале государство оставило за собой, а советам директоров делегировали часть функций управления. Задумка была хорошей: унифицировать управленческие решения для 70 гостиниц города невозможно: у каждого объекта свои проблемы".
"Именно в этот период происходит спад внутреннего туристского потока, на который до этого в основном и ориентировались отели, — рассказывает операционный директор отеля AZIMUT Ирина Шехунова. — Собственники понимали, что требуется как обновление материальной базы отелей, так и перестройка всей системы управления процессами внутри отеля. Привычные всем женщины на этажах, выдающие ключи и кипяток, в рыночных условиях стали смотреться дико".
В начале 2000–х происходит реновация материальной базы отелей, в город приходят международные сети, руководителями отелей становятся специалисты из стран Европы, меняется структура гостиничного рынка. Среди отелей высшего разряда выделяются "Коринтия Невский палас", Гранд–отель "Европа", "Рэдиссон САС Ройял отель", среднего класса — "Санкт–Петербург", "Москва".
По данным Colliers International, к 2002 году в Петербурге появилось 11,8 тыс. номеров, в 2008–м их количество составило 16,1 тыс., в 2014 году — увеличилось до 19,6 тыс. В 2016 году номерной фонд, по оценке Colliers, составил 20,1 тыс. номеров, из них 3,5 тыс. номеров располагаются в пятизвездочных гостиницах, по 7,5 тыс. — в трех– и четырехзвездочных гостиницах, чуть больше 2 тыс. — в двухзвездочных. Для сравнения: в 2002 году больше всего в городе было вариантов размещения в трехзвездочных гостиницах (6 тыс. номеров), а меньше всего — в пятизвездочных (1,1 тыс. номеров). "Рынок гостиничной недвижимости Петербурга по итогам первого полугодия 2016 года насчитывает 148 объектов (не включая мини–отели, ведомственные гостиницы и общежития), — отмечает тмечает директор департамента исследований Colliers Вероника Лежнева. — За прошедшие полгода было открыто четыре новые гостиницы, что в 2 раза больше, чем за весь 2015 год". Если во втором полугодии состоится открытие трех заявленных отелей суммарным номерным фондом более 400 номеров, то годовой прирост нового предложения составит около 800 номеров, что станет рекордным показателем прироста за последние 5 лет.

Хостелы наступают

Директор по продажам и маркетингу Kempinski Hotel Moika Евгения Нагимова отмечает, что невероятный расцвет туризма в Петербурге пришелся на 2003–2006 годы. Только в 2005 году Петербург посетило 4 млн туристов, 1,8 млн из которых иностранцы. Однако экономические события 2008 года сильно отразились на гостиничной отрасли, особенно прочувствовали на себе финансовый кризис отели класса люкс. "Если пятизвездочные гостиницы в это время потеряли своих клиентов, то отели с четырьмя звездами стали развиваться активнее. В тот период на рынок Петербурга как раз ворвались отели Sokos (сеть состоит в основном из отелей категории четыре звезды. — Ред.)", — рассказывает директор по продажам и маркетингу Kempinski Hotel Moika Евгения Нагимова.
Ответом на кризис стало появление мини–гостиниц и хостелов.
"Хостелы на рынке Петербурга появились в 2000–е годы. С одной стороны, это все еще молодой рынок, с другой — довольно насыщенный и уже сильно конкурентный. Если в 2011 году, когда мы открывали свой хостел, на рынке было менее 100 хостелов, то сейчас их около 400", — рассказывает совладелица хостела "Тайга" Алена Енова. По другим данным, их число приближается к 600.
Для многих туристов мини–гостиницы и хостелы стали удобным и экономичным вариантом размещения. Однако сейчас большая часть хостелов в России (те, что располагаются в жилом фонде) под угрозой исчезновения. Главная проблема хостельеров — отсутствие законодательной базы. В частности, сейчас Госдума рассматривает поправки в Жилищный кодекс, запрещающие хостелы в жилых домах.

Запах Европы

"Сейчас огромный вклад в развитие туризма в Петербурге вносят международные сети отелей. Появление таких отелей привлекает туристов из Америки, Европы и Азии. В 2013 году в Петербург, например, пришла международная отельная сеть Four Seasons, — рассказывает Евгения Нагимова. — Ее присутствие повлияло на ситуацию на гостиничном рынке: в город стало приезжать больше гостей из Америки и Саудовской Аравии, которые вернулись в Россию после затишья".
"Глобальные" отельеры являются ключевыми игроками потому, что для многих туристов они становятся дополнительным фактором при принятии решения о посещении Петербурга, — соглашается Кристина Кузнецова, генеральный менеджер Domina Prestige St. Petersburg. — Если хорошо знакомый бренд есть в городе — значит, сюда можно ехать".

Китайский интерес

По версии международного туристического портала TripAdvisor, Петербург уже третий год подряд признается лучшим туристическим направлением России, опережая даже Москву, — неслучайно поток внутреннего туризма увеличивается год от года.
После снижения в 2014 году иностранный поток вновь стал расти, в 2015 году Петербург посетили 2,8 млн иностранцев. "Сейчас самая главная проблема, которая была актуальна как в 1991 году, так и сейчас, — сезонность. Русская зима останавливает большие туристические потоки", — отмечает Евгения Нагимова.
По результатам ежегодного международного конкурса World Travel Awards Петербург является и лучшим туристическим направлением в Европе. "В этом году вдвое вырос поток туристов из Великобритании. Все дело в том, что там открылось уже три визовых центра, — рассказывает руководитель отдела продаж и маркетинга гостиниц "Астория" и "Англетер" Тамара Афонина. — Большую роль в популяризации России сыграл сериал "Война и мир", книга про семью Романовых и выставки русских художников в Великобритании. А вот с Францией, например, дело обстоит не так хорошо, но нам хотелось бы, чтобы ситуация изменилась. Но в целом поток туристов из Европы вырос на 25% по сравнению с прошлым годом".
Особой популярностью город пользуется у азиатов. В последние годы наблюдается туристический бум со стороны гостей из Китая: в 2015 году в Петербург приехало 18 тыс. китайских туристов. Из–за этого, говорят игроки рынка, прошедшим летом в Петербурге не хватало номеров в гостиницах. Разговоры о том, что номерной фонд необходимо в срочном порядке увеличивать, звучат все громче и в связи с грядущими событиями международной значимости: Кубком конфедераций — 2017 и чемпионатом мира по футболу — 2018.