Почти 50% легковых и коммерческих машин в России покупают по госпрограммам

За 9 месяцев 2016 года по госпрограммам поддержки в России было продано 516 тыс. автомобилей всех категорий. Субсидии обеспечивают до 70% продаж банкам и лизинговым компаниям.  

За 9 месяцев 2016 года по госпрограммам поддержки авторынка в России было продано 516 тыс. автомобилей всех категорий. Такие данные приводит Минпромторг РФ. Речь идет о трех программах: обновление парка, льготное автокредитование и льготный лизинг. Всего за январь-сентябрь в России было продано 1,2 млн легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (по данным Ассоциации европейского бизнеса). То есть почти половина машин покупалась по программам господдержки.
По программе обновления автопарка за 3 квартала 2016 года было продано 313 тыс. автомобилей. Лидером программы стал АвтоВАЗ (30%), далее следуют Hyundai, Volkswagen, Renault и Nissan.
В кредит по льготной ставке продано более 215 тыс. автомобилей. Наиболее востребованными по этой программе также стали модели Lada (30%), Hyundai, Volkswagen, Renault и Nissan. Средняя ставка по автокредиту с учетом предоставляемой скидки составляет 8,97%, размер скидки — 6,67%.
По словам банкиров, без госпрограммы спрос на автокредиты сократился бы минимум на треть. Так, в "ВТБ 24" в Петербурге 70% всех выдаваемых автокредитов оформляется в рамках госпрограммы субсидирования процентных ставок.
"Госпрограмма существенно поддерживает рынок автокредитования, — говорит директор центра автокредитования филиала "ВТБ 24" в Петербурге Даниил Макаршин. — И несмотря на то что разница между ежемесячными платежами по автокредитам с рыночными процентными ставками и со ставками в рамках госпрограммы, на первый взгляд, не так велика и составляет 10-15%, на самом деле она ощутимо влияет на решение потенциального заемщика". К концу года в банке планируют всего выдать более 5500 автокредитов на общую сумму свыше 3,3 млрд рублей.
По программе льготного лизинга в 2016 году было продано более 30 тыс. единиц коммерческого транспорта на общую сумму свыше 50 млрд рублей. Объем предоставленных государством скидок составил 5 млрд рублей. Участники рынка отмечают, что 40-50% объема спроса в Петербурге простимулировали именно госсубсидии. "За время действия программы, с апреля 2016 года, компания заключила почти 2 тыс. договоров лизинга на сумму более 3,74 млрд рублей, — комментирует руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ГК "Балтийский лизинг" Андрей Волков. — В 2016 году программа льготного лизинга распространялась только на легкие коммерческие автомобили и грузовой транспорт, в отличие от прошлого года, когда с субсидированием можно было приобрести и легковые авто. Но несмотря на это в 2016 и в 2015 году в нашей компании сопоставимые объемы заключения договоров по программе — 3,7 и 4,1 млрд рублей соответственно". За время программы в этом году из всех сделок с грузовым и легким коммерческим транспортом в компании 75% было заключено в рамках программы.
По мнению автодилеров, особенно работают программа замены автопарка и льготного кредитования. "Например, у нас 30% продаж автомобилей KIA прошло по программе утилизации, — говорит  директор по продажам "Автоцентр Аврора" Михаил Геворков. —  Активно пользуются клиенты и программой льготного автокредитования. А вот автомобиль в лизинг покупатель пока не готов брать, потому что предпочитает быть собственником машины, а не просто арендатором".
"Основной объем продаж у нас был через программы господдержки, — комментирует управляющий директор "Эльва Моторс" Сергей Еремин. — Почти все клиенты пользуются теми или иными видами. По моим подсчетам, они добавляют около 10% продаж рынку".