Почему Владимир Путин не поехал в Париж

Автор фото: Globallookpress

Владимир Путин не поехал во Францию, где ему оказались не рады. То ли проявил твердость, то ли, наоборот, отправлен подождать в приемной, но еще один шанс поискать выход из политического тупика оказался упущен.

Президент России Владимир Путин в последний момент перенес визит в Париж, запланированный на 19 октября. Еще накануне пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уверял, что подготовка визита идет своим чередом, но на следующий день все изменилось. Источник в окружении французского президента Франсуа Олланда рассказал Reuters, что буквально утром Кремль и Елисейский дворец контактировали, и французы предложили Путину ограничиться рабочим визитом на тему Сирии и исключить участие в других мероприятиях. В ответ российская сторона выразила желание отложить визит.
Очевидно, имелось в виду в первую очередь участие Владимира Путина в открытии Русского культурно-духовного центра — заметного комплекса зданий вокруг храма св. Троицы в километре от Эйфелевой башни. Разрешение на строительство было подписано в самом конце 2013 года — в тот самый день, когда в Киеве бушевали уличные бои, а в парламенте Крыма депутаты развешивали плакаты "Янукович — Крым — Россия". Землю под центр Россия приобрела еще раньше, в 2010 году.
Открытие Владимиром Путиным Русского духовного центра в Париже на фоне санкционных войн, судя по реакции, и было главной целью визита. Но и для европейских лидеров это было бы слишком символично. Эффект попробовали разбавить идеей провести встречу в "нормандском формате" — канцлер Германии Ангела Меркель предложила провести в Берлине тогда же, 19 октября, встречу трех лидеров государств, а также украинского президента Петра Порошенко и обсудить сирийский и украинский конфликты.
Президент России приехал бы во Францию — и, если бы встреча состоялась, и в Берлин — с довольно неплохими для себя картами. За последние месяцы он встретился с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, выступил на энергетическом саммите в Стамбуле, плотно общался с премьером Израиля Беньямином Нетаньяху и готовил переговоры в Москве между Нетаньяху и лидером палестинцев Махмудом Аббасом, провел переговоры с японским премьером Синдзо Абэ (и Японский банк международного сотрудничества, между прочим, заключил в сентябре меморандум с "НОВАТЭКом" об инвестициях в газодобычу на Ямале), на саммите G20 в Гуанчжоу не только плодотворно пообщался с саудовским принцем Салманом, но и вообще был принят очень хорошо, а лидер КНР Си Цзиньпин открытым текстом намекнул на военный альянс с Россией.
В общем, укрепил связи где только мог, и даже вице-канцлер Германии, вероятный будущий соперник Ангелы Меркель Зигмар Габриэль приезжал в Москву, чтобы поговорить об отмене санкций. Если это и не компенсировало наглухо испорченных отношений с США, то во всяком случае на давление Путин мог представить зримые возражения. Особенно после сделанного в Стамбуле заявления о готовности присоединиться к сокращению объемов добычи нефти, что подняло цены до годового максимума. И тут бы он еще и духовный центр в Париже открыл.
Президент Франции Франсуа Олланд на минувших выходных признался, что задумывается о необходимости встречи с Путиным. "Я задал себе вопрос: полезно ли это, необходимо ли это? Можем ли мы сделать что-то, что сможет остановить то, что он делает вместе с сирийским режимом?.. Если я встречусь с ним, я ему скажу, что это неприемлемо", — сказал он в телеинтервью. Впору обидеться — вроде бы относительно недавно, после терактов в Париже, Олланд раскрывал Путину объятия.
Но с тех пор в Сирии многое изменилось, и сомнения Франсуа Олланда наверняка были небеспочвенны. Действительно, вряд ли встреча принесла бы участникам что-то, кроме новых претензий и взаимного разочарования. Олланд бы сказал Путину, что его действия в Сирии неприемлемы, а Путин бы ответил, что нет, вполне приемлемы, с тем бы и разъехались. Несмотря на ущерб от санкций, собравшая все возможные силы Москва явно не собиралась отступать. Теперь усилия Путина, с одной стороны, пропали втуне — ведь достижения оказалось некому демонстрировать; с другой стороны, и на него никто не попытается повлиять.  
Рассматривать эту ситуацию можно как угодно: как то, что Владимир Путин в очередной раз проявил твердость, или же как то, что Владимиру Путину не очень вежливо предложили подождать в приемной. Визит ведь не отменен, а только отложен. "Мы дождемся, когда комфортное время настанет, и президент снова рассмотрит возможность нанесения такого визита", — пояснил Дмитрий Песков.
Контрходы тем временем делаются, Вашингтон, к примеру, на днях выделил Израилю беспрецедентный десятилетний транш в $38 млрд на военные цели (то есть на закупку американской техники), и вряд ли случайно это произошло сразу после анонсирования израильско-палестинских переговоров в Москве. Окажется ли следующий момент для визита настолько же благоприятным, большой вопрос. В остатке — и по Сирии, и по Украине по-прежнему тупик, и вместо поисков выхода из него политики меряются принципиальностью.