Разница курсов валют заставила модников полюбить российских дизайнеров

Автор фото: Ковалев Петр

Волна патриотизма и курсовые колебания сыграли на руку отечественным производителям брендовой одежды, которая по соотношению цены и качества теперь сравнима с зарубежными брендами. Но падение отрасли это не останавливает.

Как признают игроки рынка, за последние 2 года появилось колоссальное количество новых российских брендов. Связано это с волной патриотизма и модой на российских производителей. Но есть и прагматичный аспект: после курсовых колебаний одежда зарубежных брендов стала обходиться дороже, и многие покупатели обратили внимание на коллекции российских производителей. Правда, продукцию российских компаний дешевой не назовешь — из-за падения рубля выросли цены на импортное оборудование и материалы.
"Интерес есть к современной красивой одежде из качественных натуральных материалов за реальные деньги, и дело тут вовсе не в патриотизме, а в здравом смысле: нашему покупателю хочется приобретать модную высококачественную одежду из хорошей ткани в российском магазине, который по качеству продукции, качеству обслуживания и своему дизайну не уступает европейским аналогам", — говорит Инна Семенова, гендиректор сети SWANK.
"Сумма покупки уменьшилась, но количественно спрос на наши вещи вырос. Импортная продукция стала слишком дорогой, и наша одежда теперь привлекательнее для покупателей", — рассказывает Ася Когель, совладелица модного дома KOGEL. По ее мнению, несмотря на то что конкурировать с западным рынком модной одежды российским дизайнерам по-прежнему сложно, индустрия развивается. С ней соглашается Анна Оборина, совладелица производства одежды под брендом Princesse de Monaco, по ее мнению, потребители стали относиться к российской одежде гораздо лояльнее и привыкают к отечественным производителям.
Конкуренция между своими
В Петербурге российские дизайнеры продают одежду в шоу-румах, мультибрендовых бутиках и собственных магазинах. В ТРЦ "Монпансье" в прошлом году на площади 800 м2 открылась галерея российских дизайнеров "ЛУГLOOK" в формате 50 шоу-румов и мастерских. В ТРЦ "Галерея" и ТК "Невский Центр" работает магазин FREEDOM STORE. Также среди игроков рынка магазины Weshalki, "Большой", "Мыльная Белка", "Уста к устам", AshGrey, PIROSMANI и другие.
Легкая промышленность притягивает даже бизнесменов, которые раньше были далеки от сферы моды и дизайна. Так, выходцы из фармотрасли супруги Александр и Инна Семеновы в этом году начали развивать собственную сеть женской одежды SWANK, производство расположено в Петербурге. Сейчас под управлением партнеров уже пять магазинов, в том числе на Невском проспекте. К 2017 году они рассчитывают выпустить продукции на 250 млн рублей.
В октябре в петербургском ТРК "Питерлэнд" начнет работу первый магазин российского бренда женской дизайнерской одежды BRUSNIKA. Бутик откроется по франчайзингу, займет площадь 40 м2. Инвестиции в него составили 2 млн рублей. Следующий бутик площадью 50 м2 владелец бренда самостоятельно откроет в октябре в ТРК "Европолис". Средний чек в магазине составляет 23 тыс. рублей, сеть работает в премиальном сегменте, говорит представитель компании.
За 2 года работы сеть BRUSNIKA выросла до семи фирменных магазинов в Москве, а также по одному бутику в Казани, Новосибирске, Казахстане и Лозанне (Швейцария). Производство бренда находится в Подмосковье.
"Петербуржцы стали покупать больше российских марок, это факт, но по-прежнему выигрывает масс-маркет", — говорит Рената Шульга, совладелица бренда REKA. Рост интереса к отечественной одежде она напрямую связывает со способностью российских дизайнеров делать принципиально новое, самобытное.
"Сейчас на рынке складывается неплохая ситуация для российских дизайнеров, продажи их коллекций растут, они сориентировались на рынке и наконец нашли правильное соотношение по цене и качеству", — считает Дмитрий Тимуршин, директор FREEDOM TEAM (магазин FREEDOM STORE).
Устали ждать поддержку
Среди преимуществ представителей отечественного фэшн-ретейла эксперты называют сильный творческий потенциал, хорошее общее художественное образование и уровень культуры. А вот с грамотным менеджментом в сфере моды и стабильным качеством пока туго. Насущной проблемой российских производителей одежды остается организация производства. Основные меры господдержки, в которых нуждаются предприятия, — понижение налогов, финансирование мероприятий по развитию и продвижению марок, формирование кластеров, перечисляет Ася Когель.
"Нашему бренду всего лишь 1 год, никаких мер поддержки со стороны государства мы пока не почувствовали, — рассказывает Инна Семенова. — Конечно, очень бы помогли преференции для российских производителей в части аренды торговых или производственных площадей (или компенсация какой-то части этих расходов)".
"По нашему мнению, помощь государства не особенно ощутима, мы делаем все сами и всем советуем надеяться только на себя" , — говорит Рената Шульга. За последний год REKA выпустила новые коллекции, открыла магазин на набережной канала Грибоедова, 43.
Несмотря на оптимизм и отдельные успехи молодых дизайнеров, в целом отрасль даже в этом году сокращается. По данным Союза производителей легкой промышленности, оборот предприятий отрасли за 2015 год вырос только на 2%, а в штуках объемы упали на 30-50% в зависимости от сегментов отрасли. "Петростат" также зафиксировал падение оборота организаций в сфере текстильного и швейного производства за январь-август 2016 года на 15%, до 20,4 млрд рублей.