По полису заплатят натурой

 

Страховщики делятся на две категории — одни верят в то, что рынок каско когда–нибудь вернет свои позиции и станет больше рынка ОСАГО, другие считают, что в привычном смысле каско будет исчезать, трансформируясь в продуктовые решения, дополняющие ОСАГО. Аргументация каждой из сторон понятна — уверовавшие в восстановление каско опираются на недостаточность лимитов на фоне удорожания автомобилей, а их противники ориентируются на зарубежные примеры, где каско лишь дополняет ОСАГО.
Проект поправок Минфина в закон об ОСАГО нарушил на короткое время это равновесие. Поправки касались вариативных лимитов ответственности — три набора на выбор страхователя (400 тыс. рублей по ущербу, нанесенному имуществу, и 500 тыс. — по здоровью, или 1 млн рублей по имуществу, 1 млн — по здоровью, или 2 млн — по имуществу и 2 млн — по здоровью), модернизации системы тарификации и коэффициента "бонус–малус", а также расширения лимитов с 50 тыс. рублей до 100 тыс. для оформления ДТП без участия сотрудников полиции и, наконец, получения натурального возмещения — ремонта автомобилей физических лиц.
Предложенная сетка лимитов ответственности напоминает принятую в США, но в более скованном варианте, там–то сочетание лимитов может быть любым: по имуществу — в пределах $5–100 тыс., по здоровью — $15–250 тыс. и по потере трудоспособности — $15–50 тыс. Определение цены идет по пути максимальной персонализации водителя и в меньшей степени зависит от характеристик автомобиля. Учитываются такие факторы, как пол, возраст, семейное положение, образование, статус жилья (собственность или аренда), участие в ДТП за последние 5 лет, штрафы за последние 3 года (в том числе штрафы за неправильную парковку), кредитная история.
Я посчитал стоимость страхования своего автомобиля. Минимальный вариант — $372, максимальный — $617 за полгода. Если добавить сюда риски каско, удорожание составит всего $145. Бонусом — покрываются увечья и смерть ваших питомцев. Секрет низкой стоимости каско прост: нет задвоения оплаты (не платишь в каско за то, что покрывается ОСАГО) плюс высокая франшиза. Собственно, такое же перераспределение ждет наш рынок в случае роста лимитов по ОСАГО, и чем значительнее будут расти лимиты, тем больше ОСАГО будет каннибализировать каско. Этот процесс уже запущен — если в первом полугодии 2014 года рынок каско составлял 60% совокупного рынка каско и ОСАГО, то по первому полугодию 2016 года его вес снизился до 42%.
Опубликованный позже на сайте Минфина проект претерпел существенные изменения — поправки по лимитам, тарификации и коэффициентам "бонус–малус" исчезли. Фокус сделан на натуральном возмещении вреда путем ремонта автомобиля без учета износа. Сформулированы критерии к месту ремонта, срокам ремонта, гарантии на выполненные работы, автоматически сняты вопросы о скрытых повреждениях. Для страховщиков и их клиентов это ситуация win0win — есть повод начать общаться без посредничества "автоюристов".
Автор - заместитель директора Северо–Западного регионального центра по розничным продажам ОАО "АльфаСтрахование"