Блоги "ДП". Эмиль Агаджанян — об импортозамещении в стоматологии

 

Ценообразование в стоматологии, как и в других областях, складывается из тех же самых накладных расходов на материалы, инструменты, оборудование, зарплату, квартплату, свет-газ-воду и прочее, и прочее. Единственное, чем отличается стоматология от того же продуктового магазина или каких-либо других услуг, так это тем, что в ней никак не получится взять и за пару лет перейти на импортозамещение. По той простой причине, что у нас в стране пока нет и еще не скоро будут такие производства, где не только выпускают по импортным технологиям местные лекарства, к примеру, но и ведутся серьезные разработки новых материалов и инструментов, которые требуют миллионов, если не миллиардов долларов и много-много ученых, работающих над решением этих проблем.
Поэтому, как я люблю повторять, в моем рабочем кабинете из отечественного только я, пара ассистентов и перекись водорода. Ну, есть, конечно, еще немного всяких копеечных бумажек, ваток, одноразовых стаканчиков, салфеток и прочей ерунды, но все, что хоть как-то влияет на качество работы, у нас, к огромному сожалению, импортное, и в ближайшей перспективе изменений лично я не вижу.
Вот по этой причине качественная работа сегодня возможна только при наличии разного импортного материала. А импортное все жутко дорого. Только за последние пару лет многие поставщики увеличили цены не то что в 2-3, иногда и в 5 раз. И это при том, что курс доллара-евро увеличился далеко не в 5 раз, а всего в 2. Таким образом, затратная часть в стоматологии увеличилась в несколько раз, а поднять цены даже в 1,5 раза мы не можем из-за неприлично высокой конкуренции.
Обратите внимание на количество стоматологических клиник в Петербурге. Практически в каждом доме, выходящем окнами на широкую улицу, уже не то что одна, часто по две, а то и три стоматологические клиники. Большие сети с десятками клиник по городу, средние с двумя-тремя филиалами, маленькие частные клиники на одно-два кресла, и все хотят есть. В таких условиях неминуемо возникает соблазн купить материалы подешевле (часто просроченные за полцены), оборудование китайское или отечественное за 5 тыс. долларов вместо 50 тыс. евро и т. д.
Естественно, что это не может не сказаться на качестве. И сказывается. С каждым годом в разы растет количество судебных исков к стоматологиям, и далеко не все эти иски являются простым потребительским экстремизмом, как любят утверждать врачи. В очень большом проценте случаев иски абсолютно обоснованны, ибо страдает как качество обучения врачей, так и снабжение клиник качественными материалами, инструментами и оборудованием. Многое делается тяп-ляп, на глазок, в надежде на извечный русский авось.
Пациент никогда не может оценить качество работы конкретного врача, пока не столкнется с проблемами. Он не отличит на глаз дорогие качественные импортные материалы от дешевых подделок и дженериков. Он не поймет разницу между дорогой немецкой установкой и дешевой китайской. Даже позолота в коридоре и администраторы в коротких юбках больше говорят о вкусе и предпочтениях владельца клиники, чем о качестве лечения в ней.
Когда в нашей стране пытаются обмануть, чтобы заработать, это никого уже давно не удивляет. Но есть еще одно, наиболее удивительное для меня качество русского пациента. Он точно так же всегда надеется на авось и при выборе клиники и врача ориентируется по большей части на самую дешевую цену, близость к дому и банальную рекламу, где каждая клиника представляет себя как «лучшая в городе». И никак не убедить русского человека, что хорошая качественная стоматология дешевой быть не может по определению. Как играли наши люди в наперстки сотни лет, так и играют по сей день.
Автор - директор сети «Клиника доброго стоматолога»