Петербуржцы не раз обвиняли девелоперов в попытках истребить не только леса, но и редких животных. "ДП" вспомнил, как горожане спасали от застройщиков малого лебедя, садовую соню, "новоголландского" бобра, самых обычных уток и даже клопов.
В чем только не обвиняли петербургских девелоперов — в стремлении застроить все, уничтожив зеленые насаждения, в отвратительном отношении к памятникам архитектуры. Нет, до человеческих жертв, конечно, не доходило, но в истреблении популяции тех или иных видов животных или насекомых, если судить по мнению горожан, бизнесмены не раз оказывались виновны.
Вот, например, на пресс-конференции по случаю открытия "Новой Голландии" был задан вопрос: что же случилось с популяцией бобров, обитавшей на острове еще до его реконструкции. Интересно, что Джон Манн, отвечающий за информационную политику "Новой Голландии", вопросу даже не удивился и тут же уточнил у помощницы, что там с бобрами. Но та с ответом не нашлась, и судьба "новоголландских" грызунов так и осталась загадкой. Будут ли петербуржцы сильно переживать за этих животных, сказать трудно, но, судя по опыту прошлых лет, особо беспокойные обязательно найдутся. Горожане ведь уже много раз вставали на защиту представителей местной фауны. Причем далеко не всегда речь шла о действительной угрозе экологии, а заявления петербуржцев иногда и вовсе граничили с абсурдом.
На птичьих правах
С начала 2000-х животный мир пытались защитить от строительства порта Бронка. Еще в 2005 году, когда о возведении порта только заговорили, экологи уже забеспокоились, что под угрозой могут оказаться несколько видов рыб, лягушек и в особенности птиц. Дело в том, что перелетные птицы традиционно останавливаются в районе на северном и южном побережьях Невской губы. Строительство неизбежно должно было привести к уничтожению плавней — мелководий с зарослями тростника, где останавливаются птицы.
Кстати, вопрос сохранения мелководий орнитологи поднимали еще в 1970-х годах. Тогда они даже обратились к главному архитектору Ленинграда Валентину Каменскому, но его ответ был не сильно утешительным: "Людям негде жить, а вы беспокоитесь о птичках".
В этот раз так резко орнитологам и всем соболезнующим никто не отвечал, но и строительства Бронки избежать не удалось. Последующие несколько лет события развивались по сценарию: порт строился — обеспокоенные судьбой птиц тихо негодовали, напоминая, что на территории, где строят порт, были замечены занесенные в Красную книгу малый лебедь, белоглазый нырок, чернозобик и скопа. В соответствии с программой возмещения вреда от строительства ООО "Феникс" (строящая порт дочерняя компания дочерняя компания ЗАО "Холдинговая компания "Форум") периодически выплачивала денежные компенсации. А уже за их счет в воды Ладожского озера выпускали по несколько тысяч мальков рыбы.
Но в 2015 году Бронку решили расширить за счет территории природного заказника, на территории которого гнездились краснокнижные птицы. Тут экологи снова забили тревогу, вспомнив, что порт уже уничтожил большую часть плавней. Защитники птиц писали письма в Минприроды и пророчили неминуемую экологическую катастрофу. Между тем правительство Петербурга, невзирая на протесты, уже было согласилось исключить часть территории из состава заказника. Но в конце марта 2016 года совладельца и генерального директора холдинговой компании "Форум" Дмитрия Михальченко арестовали, а уже в апреле Министерство природы РФ отказалось отрезать от природного заказника кусок побережья, на который претендовал порт Бронка. Особо суеверные даже решили тогда, что арест Михальченко — это кара свыше за якобы истребленных птиц.
Спасти вообще всех
Кроме редких птиц, петербуржцы успели отметиться в борьбе за права и других занесенных в Красную книгу созданий. Например, с 2010 года горожане и жители области, отстаивающие неприкосновенность Сиверского леса, защищали от истребления садовую соню и водяную ночницу. Эти грызуны и летучие мыши были замечены среди обитателей лесопарка, в котором планировалось построить коттеджи и турбазы. Борьба за судьбу Сиверского леса и всех его обитателей до сих пор далека от завершения.
Но защищали не только занесенных в Красную книгу. Например, в 2013 году жители Московского района обеспокоились судьбой обыкновенных уток, которые, как назло, начали массово прощаться с жизнью прямо в Парке Победы. В гибели птиц винили то какую-то болезнь, то компанию, которая проводила работы в парке. Последняя якобы сливала в пруд ядовитые отходы. Ситуацией в итоге обеспокоились даже в комитете по природопользованию — специалисты взяли пробы воды в пруду, где гибли утки, но ничего страшного не обнаружили. Причина смерти пернатых так и осталось загадкой. Но горожанам тогда на всякий случай посоветовали лишний раз не кормить уток, пояснив, что иначе птицы наверняка погибнут от холодов.
А в 2011 году петербуржцы и вовсе побили все рекорды в плане сострадания ко всему живому. Тогда местные блогеры запереживали, что из-за строительства "Лахта-центра" погибнет огромное количество… клопов. "Это живописного вида растительные клопы — краевики Coreus marginatus L.", — так описывал насекомых один из потенциальных спасителей. Сторонники теории о том, что популяции клопов всерьез угрожает строительство небоскреба, на этом не остановились. Они также предположили, что из-за гибели клопов неминуемо погибнут и птицы, питающиеся этими насекомыми, а кроме того, расплодятся клещи. Экологи заявления беспокойных активистов всерьез не приняли, заключив, что все это чья-то шутка, и заверив горожан, что популяции Coreus marginatus L. вообще ничего не угрожает. На этот раз даже экологи решили, что интересы города в данном случае все же важнее интересов клопов, пусть и каких-то особенных. В итоге борьбу за жизни последних признали шутовством, а также решили, что все это очередная (хоть и не очень убедительная) попытка помешать многоэтажному строительству.