Как торговые сети зарабатывают на продаже школьных принадлежностей

Школьная форма Ленинградской области. Трикотажное предприятие "Элком" в Сосновом Бору (Ленинградская область).
Автор фото: Вдовин Сергей
Школьная форма Ленинградской области. Трикотажное предприятие "Элком" в Сосновом Бору (Ленинградская область).
Автор фото: Вдовин Сергей

Продавцы школьной формы заявляют о росте продаж на свои товары. Рынок школьных принадлежностей растет с такой скоростью, что на него начали выходить продовольственные сети и магазины бытовой техники.

В последние недели августа спрос на товары к школе достигает своего пика, и ассортимент даже далеких от школы магазинов меняется.
Затраты на сборы в школу в Петербурге составляют от 15 тыс. до 20 тыс. рублей, в зависимости от готовности родителей тратить деньги.

Форма на вырост

Большую часть расходов родителей составляет гардероб будущего школьника. Из–за ослабления рубля в прошлом году импортная школьная форма выросла в цене на 40%, сообщали в Минпромторге. Стабилизация рубля помогла в этом году сохранить расходы на закупку одежды на том же уровне.
Продукция российских производителей, с одной стороны, подорожала не так сильно, с другой — рост цен продолжался и в этом году. "Ткани, фурнитуру мы покупаем импортные, в России нет поставщиков, поэтому в 2015 году мы держались на старых запасах, цена выросла на 10–15%, а в этом году пришлось поднять ее еще на 10%", — говорит Наталья Галкина, директор по развитию ЗАО "Салют" (сеть магазинов школьной формы Desalu). Комплект из ткани с подкладкой стоит 10–12 тыс. рублей, а из джерси — 8–9 тыс.
По данным IPSOS Comcon, далеко не все могут позволить себе покупку специализированной школьной формы — только 24% родителей российских первоклассников покупают детям форму. Правда, по оценкам комитета по образованию Петербурга, в этом году ожидается рекордное число первоклассников — 52,5 тыс. Остальные родители обходятся повседневной одеждой или же покупают школьную форму на вырост. В целом на нее петербуржцы тратят более 2 млрд рублей в год.
"Наша продукция не самая дешевая, в этом году мы ожидаем, что продажи повторят результаты 2015 года, потому что родители экономят — покупают более дешевую, но менее качественную одежду или стараются повременить с обновками, дети носят форму 1,5–2 года", — говорит Наталья Галкина. По данным исследования "РосИндекс" компании Ipsos Comcon, средние траты на школьную форму в России в 2016 году составляют 3,6 тыс. рублей.

На учебу с кудряшками

Другая значимая статья затрат — канцелярия и учебники. "И то и другое дорожает чуть больше инфляции, потому что бумага импортная", — говорит Денис Котов, гендиректор "Буквоеда". Тем не менее, по его данным, продажи в штуках подросли на 2% по сравнению с прошлым годом. "Значимого всплеска или спада в деньгах мы не ощутили, не за учебниками, так за линейками покупатели к нам заходят", — говорит Денис Котов. ГК "Дикси" в этом году расширила ассортимент традиционной школьной ярмарки на 20% — до 40 товарных категорий. Помимо одежды и канцелярии в магазинах сети теперь появилась обувь для школьников. "Хотя на ряд товарных категорий к 1 сентября будут скидки, тренда на уменьшение трат при покупке детских товаров для школы мы пока не видим", — отмечают в пресс–службе ГК "Дикси".
Техника и электроника, с одной стороны, не являются предметом первой необходимости, с другой стороны, ее часто покупают именно накануне начала учебного года. В "Эльдорадо" отмечают, что помимо очевидного роста спроса на ноутбуки, смартфоны и планшеты ощутимо растут продажи плоек, выпрямителей, бигуди и недорогих утюгов. Кроме того, особым спросом пользуются категории, которые "Эльдорадо" недавно ввело в ассортимент: рюкзаки, развивающие наборы, краски и мелки. Сеть "М.видео" создала раздел "Все для учебы", а также запустила акции на технику и электронику, они распространяются на более чем 1 тыс. товаров и продлятся до середины сентября.