Дроны над городом

Китайцы обещают, что дроны будут перевозить органы для трансплантации, сингапурцы и австралийцы пытаются переложить на плечи беспилотников доставку почты, американцы хотят лечить с помощью коптеров луговых собачек, а в России в это время благодаря беспилотным технологиям скромно "строят" целые города.

Петербургская компания "Геоскан" всего за каких–то два с половиной месяца создала подробную трехмерную модель Томска с помощью беспилотников. "Нам в Томске повезло с заказчиками. Они поняли, как можно применить наши технологии для достижения своих целей. Мы знали, что можем сделать, а они знали, что им нужно. В будущем мы предполагаем создавать трехмерные модели гораздо больших территорий", — рассказал Алексей Семенов, председатель правления группы компаний "Геоскан" и участник группы "Аэронет" (являющейся одной из рабочих групп Национальной технологической инициативы (НТИ)). Рыночная стоимость проекта в Томске — 10 млн рублей, но что это по сравнению с бюджетами городов.
"3D–модель города оправдала себя еще на этапе фотоплана. За месяц было найдено 10 тыс. кадастровых нарушений. А когда появился инструмент для работы с трехмерной моделью, уже через 3 дня в администрации Томска обнаружили, что планы по строительству двух развязок нереализуемы. Было принято решение отказаться от них, что позволило, в свою очередь, отказаться и от затрат на 8 млрд рублей", — приводит пример Алексей Семенов. К тому же, по его словам, у администрации Томска появился инструмент для работы всех служб города. Модель настолько подробна, что с ее помощью можно подсчитать общую площадь тротуаров, водостоков и даже найти незакрытые люки.
В компании мечтают сделать аналогичную модель Петербурга. Даже не по финансовым соображениям, а просто потому, что это интересно. Никогда никто ничего подобного не делал, уверяют они.
"Мы уже сделали трехмерную модель КАД и модель Кронштадтского собора. В принципе, нам бы хотелось создать много таких моделей, чтобы показать потенциальным туристам, как выглядит Петербург. Это было бы хорошим инструментом для развития туризма. Питерские красоты в web привлекли бы внимание и новых гостей города", — говорит Алексей Семенов.

Доставьте нам пиццу

В компании Le Talo Robotics считают, что пока дрон как сервис (доставка пиццы, почты и пр.) в России не востребован. В прошлом году робототехники завершили работы по разработке полностью автономного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с зарядной станцией, который можно стационарно и автономно разместить на необходимом объекте и удаленно с помощью Интернета задавать ему необходимые миссии. "Следующим шагом было бы использование манипулятора для такой популярной темы, как доставка с помощью дрона", — говорит Павел Герасимов, генеральный директор компании Le Talo Robotics. Однако гипотеза о востребованности такой системы оказалась не вполне верна. "На конец 2015 года мы не смогли найти ей применение в России и временно ее заморозили", — признался Павел.
По словам Алексея Семенова, сейчас больше всего заказов приходит именно в области картографии. Правда, это не связано с кадастровыми вопросами. "Клиентам требуются высокодетальные и геопривязанные модели территорий для управления городской инфраструктурой. Дроны позволяют создавать цифровую копию территории, что, как показывает практика, очень эффективно в управлении. Если мы говорим о Лихтенштейне или Ватикане, то там менеджер может обойти их пешком и все рассмотреть своими глазами. В России это невозможно", — отмечает Алексей Семенов.
Беспилотники могут оказаться полезными и для гораздо менее масштабных задач. Например, для отслеживания темпов строительства таких крупных объектов, как стадионы. Для Петербурга, как показывают события на Крестовском острове, это особенно актуально.
Американцы уже применяют такую систему в Калифорнии: дроны раз в день облетают стройку и снимают видео происходящего. После приземления материал обрабатывают, создают 3D–модель стройки на текущий момент. Затем специалисты анализируют данные и выясняют, на каких участках темпы строительства замедлились. Выяснив причины отставания от графика, можно изменить координацию работ на стройке.
Павел Герасимов также считает, что наиболее активным в ближайшей перспективе останется развитие сегмента аэросъемки, причем как технической, так и художественной. "В прошлом году мы проводили исследование, которое показало преобладание технической съемки — ортофотопланы, мониторинг труднодоступных или протяженных объектов, точечное земледелие и т. д.", — уточняет Павел Герасимов.
Сельское хозяйство — еще одна "золотая жила" для применения беспилотников в России. Например, они незаменимы в деле повышения урожайности и мониторинга полей. "Полученную с помощью дрона информацию можно использовать для сокращения затрат. По оценкам специалистов, использование БПЛА в сельском хозяйстве позволяет добиться повышения урожайности на 16%. "В России, например, это плюс $50 млрд", — подсчитал Алексей Семенов.
По его словам, еще одно наиболее востребованное направление на настоящий момент — это аэрофотосъемка происходящих процессов в открытых карьерах и горных выработках. С помощью беспилотников всего за полчаса можно получить очень точную информацию, которую иным способом добыть невозможно.
Специалисты уверены, что в ближайшее время беспилотные технологии в России будут наиболее востребованы именно в области аэрофотосъемки и картографии. Просто потому, что могут помочь сэкономить миллионы и даже миллиарды рублей.

Взлет запрещен

Впрочем, эта экономия станет возможной, если позволит закон. Речь идет о поправках к Воздушному кодексу РФ (ВК РФ). В марте этого года закон обязал регистрировать все беспилотники весом более 250 г в Росавиации. К тому же обновленный ВК РФ, по сути, приравнял и владельцев — любителей беспилотников, и специалистов по аэрофотосъемке к "внешним" пилотам полноценных самолетов. Чтобы поднять свой дрон в воздух, даже ребенку в кружке авиамоделистов необходимо было бы зарегистрировать себя в качестве пилота, зарегистрировать свой дрон и получить разрешение на полет. Однако как и кто должен это осуществлять, было не совсем ясно. Емко проблему всей отрасли сформулировал Павел Герасимов: "Неразбериха с госрегистрацией".
Кстати, ребята из компании после принятия закона попытались пройти процедуру в Росавиации и получили оттуда официальный ответ: обращаться в Министерство транспорта РФ.
"Сейчас много зависит от того, как будет развиваться история с новой редакцией Воздушного кодекса. В него внесены новые и довольно жесткие правила использования беспилотников. Из–за этого на какое–то время развитие отрасли может либо сильно затормозиться, либо вообще прекратиться. По поручению президента планируется внести смягчающие требования для авиамоделистов–школьников и послабления для легких беспилотников сектора b2b. При таком компромиссном сценарии серьезных последствий для отрасли не возникнет", — считает Алексей Семенов.
В конце мая в Госдуму был внесен законопроект с новыми, смягчающими поправками в ВК РФ. Согласно им, регистрация будет необходима только для летательных аппаратов тяжелее 30 кг, реестр которых будет вести опять же Росавиация. Статус внешнего пилота придется получать тоже только владельцам тяжелых дронов. Правда, как это делать, пока остается под вопросом, а определение порядка учета более легких дронов отложено. Частным лицам и компаниям, ввозящим в Россию или производящим на ее территории БПЛА, придется обращаться для регистрации и получения справки о постановке на учет в ФСБ. Но прохождение и этой процедуры пока до конца не определено.
Помимо новой редакции Воздушного кодекса существует еще одна юридическая сложность, связанная с экспортом беспилотников. В прошлом году "Геоскан" продала 80 самолетов, 15 из них ушли на экспорт — в Грецию, Мексику, Швейцарию, Вьетнам и Бразилию. Беспилотники относятся к товарам двойного назначения. Как рассказал Алексей Семенов, чтобы продать беспилотник, нужно получать разрешение на каждую поставку. Трудно продать то, что клиенту нужно ждать несколько месяцев. Но и этот вопрос, по мнению бизнесмена, сейчас решается. Технические и юридические возможности для облегчения процесса согласований существуют.