X5 Retail Group сократила разрыв с лидером — сетью "Магнит"

Автор фото: Ваганов Антон
Открытие обновлённого магазина "Пятёрочка" на Стародеревенской улице, 25.

X5 Retail Group приближается к возвращению лидерства на рынке, которое уступила краснодарскому "Магниту". Негласное соревнование последних 3 лет приобрело новые краски — в первом полугодии X5 обогнал "Магнит" по темпам роста выручки в 1,8 раза.

Отчетность лидеров розничного рынка, компаний X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и "Магнит" наводит отраслевых экспертов на мысль о скорой смене лидера. По итогам I квартала и первого полугодия X5 Retail Group обходит нынешнего лидера по темпам выручки, но по объему пока отстает от конкурента. Выручка X5 Retail Group в первом полугодии 2016 года выросла на 26,2% по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года и составила 480,3 млрд рублей. У "Магнита" рост за аналогичный период только 14,5%, до 519,46 млрд рублей. В I квартале X5 Retail Group сократила до двухлетнего минимума отставание от краснодарского ретейлера, рост 26,7%  в противовес показателю в 16,59% у "Магнита". На конец 2015 года доля рынка "Магнита" составляла 7%, X5 — 6%.
Свое лидерство X5 отдала амбициозному краснодарскому игроку в 2013 году. С начала 2014 года он зарабатывал на 11% больше, а иногда разрыв доходил и до 20%. После ухода главного исполнительного директора Льва Хасиса в Wal-Mart Stores в компании регулярно менялось руководство, но после окончательного формирования сильной команды ситуация в X5 начала восстанавливаться. Компания твердо решила вернуть лидерство, пообещав менеджменту щедрое вознаграждение до 12% EBITDA , если компания к 2020 году обгонит "Магнит". Выполнение плана обретает реальные черты, говорят эксперты.
Уверенной и агрессивной экспансии "Магнита" (у ретейлера самый широкий географический охват среди сетей) прежний лидер противопоставляет обновление "Пятерочек", самые высокие показатели продаж с 1 м2 среди дискаунтеров и грамотный ассортимент, говорят участники рынка.
"Я ожидаю смену лидера. Перестановка мест в 2013 году произошла не из-за успехов "Магнита", повлияли только проблемы внутри X5, я ожидаю, что историческая справедливость скоро восстановится", — прогнозирует Александр Анфиногенов, независимый эксперт FMCG-рынка.
По его мнению, "Магнит" может подвести кадровый вопрос, и ретейлеру необходима качественная смена стратегии. "Сейчас мы видим увеличение числа потребителей, которые все-таки читают состав продукта. По критерию качества ассортимента на полках X5 выигрывает", — объясняет разницу подходов Александр Анфиногенов. По мнению Олега Высоцкого, генерального директора сети "Верный", процессы у прежнего лидера налажены гораздо лучше. "В крупных городах "Пятерочкам" помогает узнаваемость бренда, она выше, чем у конкурента, к тому же там ассортимент больше приспособлен под предпочтения покупателей", — считает руководитель "Верного".
На скорую смену лидера пока рассчитывать рано, не согласен Александр Мышинский, гендиректор ГК "Реал". "В прошлом году у X5 Retail Group дела были похуже, поэтому сработал эффект низкой базы, а "Магнит" развивался высокими темпами", — считает топ-менеджер. Согласен с этим доводом Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "Финам". "Показатель темпов выручки не отражает всей картины, гораздо важнее опираться на долю рынка компаний, показатель EBITDA, операционный денежный поток", — считает эксперт. По его мнению, при сохранении текущей динамики роста X5 Retail Group и замедлении инфляции показатели компаний смогут сравняться за 3 года.
Если исключать формальные признаки финансовых показателей, можно говорить о равной позиции двух игроков. "Обе компании сейчас активно модернизируются и идут ноздря в ноздрю по развитию", — считает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group.
В Петербурге потребитель пока отдает предпочтение родной "Пятерочке", сказываются на успехе петербургские корни компании и более широкая представленность, оценивает Александр Мышинский.