Как прошла "Биржа стартапов" №19

Автор фото: Валентин Беликов

Июньская "Биржа стартапов" представила инвесторам широкий спектр стартапов: от датчиков тепла и робота-инвестора до систем грудного вскармливания и парков виртуальной реальности. Гонку стартапов выиграл проект PiligrimXXI.

Июньская "Биржа стартапов" представила инвесторам широкий спектр стартапов: от датчиков тепла и робота-инвестора до систем грудного вскармливания и парков виртуальной реальности.
Гонку стартапов выиграл лауреат многочисленных конкурсов проект дополненной реальности для туристов PiligrimXXI: он получил самый высший балл в голосовании инвесторов. Однако приглашение за стол переговоров от инвестора — бизнес-ангела Константина Синюшина — получил совсем другой проект.
Традиционную ежемесячную встречу инвесторов и стартапов на площадке "Делового Петербурга" в этот раз начал Илья Коргузалов, совладелец компании PiligrimXXI, создавшей инновационный продукт для туристического рынка. Бизнес-ангелы и соискатели инвестиций встретились в последний день июня в ресторане "Rыба". "Биржа стартапов" началась как всегда рано, в 10:00.
На развитие стартапа, позволяющего туристу увидеть достопримечательность не только в настоящем, но и в первозданном виде, предпринимателю требуется 50 млн рублей. Вложения вернутся через 3 года. Мировой рынок приложений дополненной реальности, на котором работает компания, оценивается в несколько миллиардов долларов. Проект уже приносит создателям деньги, причем по всему миру. Туристы пользуются их технологией не только в России, откуда родом стартап, но и во Франции, Болгарии, Латвии, Италии. Создатели шутят, что изобрели машину времени, причем карманного типа.
Доля правды в этом действительно есть: технология PiligrimXXI превращает в машину времени обычный смартфон. Который в сочетании со специальными очками благодаря мобильному приложения переносит туристов в то время, когда достопримечательность еще была, например, не разрушена. В результате деятельности компании иностранцы, например, могут любоваться не только обломками Помпеи, но и всей красотой этого древнего города.
Стартап неоднократно выигрывал всевозможные тематические конкурсы: жюри сразу подмечают главное конкурентное преимущество стартапа — виртуальную реконструкцию утраченных объектов. Команда — победитель петербургского этапа роуд-шоу Russian Startup Tour, получатель гранта Microsoft, резидент "Сколково" и так далее получила и высокие оценки бизнес-ангелов "Биржи стартапов".
"Это очень интересный продукт на рынке дополненной реальности (AR). А в сфере туризма его развитие видится очень перспективным. Большим плюсом для компании является наличие собственных разработок в данной области. Но для усиления позиций на данном рынке нужна четкая модель развития в выбранном фокусе развития", — посоветовал стартапу директор по развитию Digital BSPB Виталий Некрасов.
"Мне кажется, проект имеет большие перспективы, и, даже если не сам стартап, вырастет рынок. Так что это прежде всего для инвестора просто возникающий новый рынок", — отметил Виталий Млынчик, президент ГК Quadro Electric. О деталях стартапа можно прочитать здесь.

Теплый бизнес

Следующим проектом, вышедшим на суд жюри "Биржи стартапов", был проект, основанный на научно-технической разработке представителей ИТМО. За счет нового способа измерения тепла (измеряется тепловой поток) можно создать тепловые счетчики, которые позволят конечному пользователю — жителю квартиры — экономить деньги на оплате тепла. В проект уже вложено 13,4 млн рублей, и сейчас команда ищет 40 млн рублей в два транша. Бизнес-ангелы оценили научную составляющую, но не поверили, что наука вырастет в бизнес-проект. Изучить проект можно тут.
"Разработку формализовать в бизнес-модель на этом рынке, на мой взгляд, не удастся. Ни одна управляющая компания не купит у стартапа эти датчики", — заметил Виталий Млынчик.
"Я как эксперт с финской стороны могу сказать, что история Михаила Мастина хорошо развивалась в Северной Европе", — парировал Владимир Чепурной, инвестор Helsinki Centre.
"Все правильно, устанавливать датчики нужно, — согласился Юрий Сулягин, владелец "Атлантик Сити". — Один не живет в квартире, другому нужно 15 градусов, третьему — 25. А горячая вода и отопление — это основная плата за квартиру. Самое энергоемкое, что мы потребляем. Но вот как эти приборы будут учитывать тепло? Тут, на мой взгляд, очень много проблем. Иногда поставить эти счетчики собственнику даже дороже, чем немного переплатить. Всегда эти вещи, в соответствии с федеральным законодательством, ложатся на застройщиков. Косвенно. А впоследствии — на покупателя. Я ведь все равно не буду продавать квартиры в убыток. Поэтому нужно проанализировать и посмотреть, насколько эта история выгодна.
У нас постоянно предлагаются вещи, которые совершенно не окупаются. Стоит система оборудования 100 тыс. рублей. Мы кладем эти 100 тыс. рублей в банк, получаем 10 тыс. рублей при 10% годовых. И считаем, сколько же я сэкономил на тепле. Если я сэкономил те же 10 тыс., то зачем мне такое устройство?"
Михаил Мастин, основатель проекта, согласился с жюри, что без закона, обязывающего застройщиков ввести поквартирный учет по теплу, они действительно не будет ставить счетчики, но уточнил, что такой закон есть и он работает. Речь идет о 261 ФЗ «Об энергосбережении» от 23.11.2009 года, в частности о 13 статье (п.7), уточняет предприниматель. Там говорится, что многоквартирные дома должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии "при наличии технической возможности их установки".
"Можно пройтись по многоквартирным домам "Северной долины" или других районов массовой застройки и увидеть: приборы индивидуального учета тепла установлены в квартирах, - уточняет Михаил. - Можно зайти на сайты всероссийских застройщиков, например, таких как ЛСР, и увидеть в описании сдающихся домов, что они "оснащены системами индивидуального учета тепла". Остается, правда, открытым вопрос, насколько качественно работают дешевые счетчики-распределители, устанавливаемые на радиаторах и работают ли они вообще после сдачи дома".
Он пояснил для жюри, что стартап появился на рынке именно из-за этого закона, так как увидел перспективы, открывающиеся благодаря этому ФЗ.

Бутылочные страсти

Совсем из другой, но не менее жизненной области оказался проект SweeSlee. Это бизнес, ориентирующийся на молодых родителей, которые решает важную проблему кормления малышей.
Продажи у проекта есть, производство продукции находится в Китае — и именно это заставило бизнес-ангелов скептически оценить инвестиционную привлекательность проекта. Система моделируют ситуацию естественного процесса кормления: малыш вынужден сосать соску бутылочки с молоком, чтобы получить пищу.
Фокус в том, что бутылочка устроена так, что если младенец не будет развивать свой сосательный рефлекс, он останется без молока. Таким образом, стартап решает следующую проблему родителей: при использовании бутылочки для кормления малыш не отказывается от груди мамы. Уникальность проекта и детали стартапа можно изучить здесь.
"Проект с детскими бутылочками интересный, технологичный. Жюри хорошо подметили, что им нужно защищаться патентом. Но их основная задача — сформировать новый микрорынок внутри рынка, нужно вывести новый продукт и научить людей им пользоваться. Это крайне сложно и капиталоемко, затратно по человеческим ресурсам", — отметил Михаил Раяк.
"Не стоит забывать, что похожий продукт уже пытался распространяться по миру и не пошел у клиентов. Большой риск заключается и в том, что компания занимается только заказом данного продукта из Китая, привозом и распространением. Нет уникальной технологии, так что сомнительна ценность самой компании", — выразил сомнения всех инвесторов  директор по развитию Digital BSPB Виталий Некрасов.

Инвестор в телефоне

Первые минуты под слайд о грудничках и молоке предыдущего участника свою бизнес-модель рассказывал представитель финтех-проекта Right Константин Жеребцов, чем вызвал бурный смех жюри. Когда, наконец, презентация проекта открылась, члены жюри моментально стали серьезными и начали слушать выступление проекта внимательно. Все подробности о проекте можно узнать здесь.
Стартап долгое время разрабатывал сложную систему, управляющую инвестпортфелем на основе собственных данных анализа рынка и конъюнктуры, а потом решил сделать более простой и востребованный продукт. Им стало мобильное приложение — инвестиционный управляющий для тех, кто не силен в нюансах инвестирования в ценные бумаги, но тоже готов рискнуть и заработать приличную сумму. Суть проста: то же самое уже разработанное ПО помогает обычному человеку с небольшими накоплениями стать инвестором.
"Я видел эту команду на позапрошлой "Бирже стартапов" с другим проектом. Хочу отметить, что ребята показали хорошую динамику, по-моему, у них в портфеле под управлением было 600 тыс. рублей, сейчас — 7 млн. То есть за 2 месяца десятикратный рост. Если не обманывают, это прекрасно. Соответственно, с новым продуктом они снова пришли сюда. Классическая предпосевная стадия: рассказали суть, подтвердили гипотезу. И получив вопросы, пойдут доделывать продукт. Посмотрим в следующий раз, что изменилось и как они эволюционировали", — сказал Михаил Раяк.
"Проект Right — это резиденты "Ингрии", и я уверена в их успехе", — отметила директор бизнес-инкубатора Полина Лукьянова.

Виртуальные парки

Московский проект ExoPark очень привлек инвесторов своей историей, но разочаровал предметом поиска инвестиций. Подробности о стартапе можно узнать здесь. Компания просила деньги не на разработку новых прорывных технологий и продуктов в линейке уже имеющихся, а на создание франшизы. Франшизные продукты у Yotto Group, на базе которой и развивается стартап, выходят действительно хорошо. Вот здесь можно внимательно изучить все детали истории компании и ее франшиз, а также самого проекта.
Это интерактивные иммерсивные аттракционы от российского разработчика, проще говоря, кибер-аттракционы, которые позволяют посетителям виртуального парка взаимодействовать друг с другом, играя в компьютерные игры, и при этом ощущать все физические перемещения в виртуальном мире в реальности. Свою продукцию — аппаратные комплексы для таких парков компания давно и успешно продает, экспортируя в разные страны. За 30% в бизнесе создатели технологии планируют получить 41,25 млн рублей в несколько траншей.
"На мой вкус, они пока формируют некую нишу, и, когда она будет сформирована, туда придет крупный бизнес и просто поглотит их. Это не очень хорошая история, и риск такой действительно существует", — отметил Михаил Раяк.

Свежий программный продукт

Международный стартап с российскими корнями, проект FreshOffice, хоть и занял в гонке стартапов второе место по набранным баллам-голосам инвесторов, уступив PiligrimXXI, стал предметом оживленной дискуссии между бизнес-ангелами. Представитель проекта Игорь Сугнач сразу дал инвесторам понять серьезный статус проекта: офис в Сингапуре и Петербурге, заметное число клиентов, большие компетенции на рынке. На "Биржу стартапов" он вывел свой стартап, чтобы выкупить долю 25% у госфонда, который ранее финансировал инвестиционно привлекательный стартап.
Это ПО, которое заменяет в себе все существующие инструменты для управления бизнесом и объединяет их в одну программу, которая с помощью более современных технологий позволяет автоматизировать все этапы работы компании. По сути, это единый офис, как Microsoft или iOS, только исключительно для бизнеса.
"Проект FreshOffice интересен мне как пользователю, а отделить в себе пользователя от инвестора сложно, — заметил Марк Лернер, генеральный директор инвестиционно-строительной компании "Петрополь". — Стартап классный, реализуемый и применимый в жизни".
"Вы знаете, я готов купить", внезапно отозвался инвестор Константин Синюшин.
"Вы знаете, как раз есть фонд, который готов продать", живо откликнулся представитель проекта.
На вопрос "ДП", чем именно инвестору приглянулся этот проект, бизнес-ангел ответил: "Мы в The Untitled Venture Companys очень верим, что малый и средний бизнес по всему миру все больше будет переходить от применения настольных систем автоматизации, доставшихся в наследство от настольных бухгалтерий, к облачным севисам, построенным на парадигме управленческого учета. Из которого при необходимости достаточно просто сделать выгрузку для бухгалтера, в основном аутсорсингового.
У нас этот рынок совершенно не развит, хотя в других странах вокруг этого выстроен большой бизнес. Кроме того, менеджеры и собственики все больше склонны вместо использования нескольких узкоспециализированных облачных сервисов по разным аспектам управления бизнеса переходить к интегрированным облачным сервисам. Именно в похожей перспективной области работает проект FreshOffice, степень реализации заявленного функционала в котором необходимо еще дополнительно изучать. Что касается цены продажи доли выходящего посевного инвестора, то мне она действительно показалась завышенной, но это вопрос переговоров, когда и если все детали проекта окажутся столь же привлекательны, как можно было понять из презентации".
"Будем ждать сделки", — предупредили бизнес-ангела остальные члены жюри. Он спокойно кивнул в ответ. Переговоры и детальный анализ проекта должны начаться в скором будущем.

Есть ли жизнь после инвестиций

"Все проекты были на уровне: достойны того, чтобы "ДП" о них рассказал, имеют право на жизнь. В основном были представлены электроника и It-технологии. Это наше будущее, и отказаться мы от него не сможем, — заметил Юрий Сулягин, владелец "Атлантик Сити". — Есть, безусловно, сильные идеи, и как бизнесмен могу сказать: создать можно все что угодно, главное — продать продукт. Если мы убедим людей, что он положительно повлияет на их жизнь, мы справились с задачей".
"Из шести выступавших сегодня три проекта были из портфеля предпосевного фонда, который я возглавлял в свое время. Поэтому и видно качество проектов, которые прошли работу с фондом: Piligrim21, FreshOffice и "Тепловые датчики". Всем членам жюри они понравились. Три остальные проекта хороши, но совершенно не понимают, чего от них хочет инвестор, — отметил Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности и директор технопарка "Политехнический". — Поэтому к ним было много вопросов, критики и нареканий.
Соответственно, мы видим, как проекты эволюционируют, когда в них заходит инвестор. Вся цель "Биржи стартапов" — привлечь инвесторов в проекты, но для многих это такой недостижимый горизонт, они не понимают, что дальше будет происходить. Сегодня три проекта дали нам ответ на вопрос: есть ли жизнь после инвестиций. Жизнь есть, проекты развиваются, деньги их не развращают — они являются инструментом для роста, взрывного и не очень. Но "Биржа стартапов" подходит к тому, что она уже ищет не только на посевной и предпосевной стадии, но приближается к раунду А, где начинается разговор с инвестором от миллиона долларов".    
Принять участие в следующей "Бирже стартапов" можно, прислав описание своего проекта, сумму необходимых инвестиций и предлагаемую за них долю в компании на startup@dp.ru.
Следующая "Биржа стартапов" состоится в августе.
В жюри июньской "Биржи стартапов" были:
  1. Марк Борисович Лернер, генеральный директор инвестиционно-строительной компании "Петрополь"
  2. Юрий Николаевич Сулягин,владелец "Атлантик Сити"
  3. Виталий Некрасов, директор по развитию диджитал департамента БСПБ
  4. Константин Станиславович Синюшин, сооснователь The Untitled Venture Company
  5. Вячеслав Давидович Трактовенко, вице-президент Банкирского дома "Санкт-Петербург"
  6. Владимир Владиславович Княжицкий, бизнес-ангел, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ
  7. Владимир Андреевич Чепурной, инвестор Helsinki Centre
  8. Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности, директор технопарка "Политехнический"
  9. Полина Александровна Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
  10. Елена Сергеевна Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine
  11. Алексей Семенов, директор по развитию СОБА
  12. Николай Олегович Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
  13. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
  14. Виталий Иванович Млынчик, президент ГК Quadro Electric