Как бизнесмены принимали экзамены в СПбГУ

Автор фото: Вадим Акулин

Санкт–Петербургский университет пригласил бизнесменов принимать экзамены на экономическом факультете. Корреспондент "ДП" понаблюдал, что из этого вышло.

— Так, а это ответ на какой вопрос?
— На восьмой.
— Как на восьмой? Только что же был на восьмой.
— Разве? Подожди, я проверю. Нет! Только что был седьмой.
— Черт, значит, мы неправильно посчитали. Давай–ка вернемся…
Примерно так выглядел диалог петербургских предпринимателей, приглашенных принимать экзамены в СПбГУ. Благая цель — привлечь работодателей к экзаменовке будущих сотрудников — достигалась по формуле "хотели как лучше, получилось как всегда".

От теории к практике

Год назад Министерство образования приняло решение привлекать работодателей к приему выпускных экзаменов. Это мировая практика: кому оценивать знания и умения будущих работников, как не их потенциальным начальникам.
Дьявол, однако, крылся в деталях. Министерство предложило, чтобы половина каждой экзаменационной комиссии состояла из работодателей. В СПбГУ постановили: даешь 100%! Пусть вся комиссия будет из одних представителей бизнеса.
Что же из этого вышло? Никогда в жизни не занимавшимся этим делом финансистам, девелоперам, ретейлерам и просто миллиардерам пришлось на ходу учиться составлять бумаги, вести протоколы и соблюдать регламент. Они путались (что неудивительно), и присутствующие преподаватели оказывали им негласно неформальную поддержку. Было в этом что–то потемкинское.
Но это еще полбеды. Предпринимателей пригласили принимать госэкзамены, а это письменные тесты. Владельцам многомиллионных компаний было предложено провести несколько часов, сверяя написанные ответы с правильными. Потому что спустя 10, 20 или 30 лет после окончания вуза сами они помнить все правильные ответы, разумеется, не могут. Да и нельзя быть специалистом по всему — некоторых правильных ответов они никогда и не знали.
"Эта часть работы была бессмысленной, — говорит владелец кондитерской фабрики Grondard Аркадий Пекаревский. — Понятно же, что мы не можем по–настоящему знать предметы, которые не преподаем. И наша функция свелась к формальному сравниванию нашей шпаргалки с ответами студентов".
Почему к этой вполне технической работе нужно было привлекать именно реальных бизнесменов, осталось неясным. С тем же успехом это мог делать кто угодно.
Крайне недовольные всем случившимся, предприниматели отправились жаловаться в ректорат. И услышали от проректора по учебной работе: да–да, мы все понимаем, первый блин комом. Но вы не волнуйтесь, мы на этих студентах отработаем схему, а потом все наладится. Бизнесменам оставалось только развести руками.
Впрочем, второй блин вышел лучше первого. На защите дипломных работ комиссии по–прежнему на 100% состояли из работодателей, но, по крайней мере, там они могли услышать живую речь, ознакомиться с презентацией и задать вопросы.

Кто досидит до конца

Первая часть дипломантов экономического факультета защищается в День защиты детей. У входа в здание сталкиваемся с Аркадием Пачосиком из банка "БФА". Он соглашается с недобрыми выводами своих коллег по бизнесу: идея хорошая, исполнение хромает на обе ноги.
Чтобы была реальная польза, надо не экзамены принимать, а в течение учебы проводить мастер–классы, помогать в процессе написания диплома, давать советы, размышляет Аркадий Пачосик. Рассказывает, как вчера знакомился с одной из дипломных работ, которую сегодня будут защищать. Тема — банкротство. Содержание — по преимуществу "вода". Написано, что по какой–то методике можно в 92% случаев предсказывать банкротство. "А с другой стороны — зачем портить людям жизнь?" — задумчиво говорит Аркадий. Тема избыточной теоретизации и вопрос об объективности всплывут сегодня еще не раз.
Без пяти десять студентов в аудитории еще нет, а дисциплинированные работодатели уже тут. Входя в аудиторию, здороваются — почти все знают друг друга по бизнесу. Аркадий Пекаревский, глава "Петрополя" Марк Лернер и еще с десяток предпринимателей сидят за первыми партами, которые густо уложены разнообразными протоколами и текстами. Судя по выражениям на лицах, им интересно.
Уже набив шишки на госэкзаменах, члены комиссии сразу начинают задавать сотрудникам университета вопросы по регламенту и прочей бюрократии. "Можно ли задавать вопросы не по теме"? — интересуется один из бизнесменов. "Можно, но он имеет право вам ответить: спасибо за вопрос, к сожалению, тема моей работы была другой, но в своей дальнейшей работе я обязательно изучу и этот аспект", — отвечают преподаватели.
Самый насущный вопрос: кого выбрать председателем комиссии. Никто не хочет быть главным. Несколько минут выясняют, что требуется от председателя. Оказывается, что он должен точно досидеть до самого конца защиты (остальные при форс–мажоре могут и сбежать).
"А давайте так: кто последним тут останется — тот и главный?" — предлагает один из находчивых членов комиссии. Но выкрутиться таким образом не получается: выбрать нужно прямо сейчас. Споры возобновляются, в конце концов начальник назначен — остальные члены комиссии выбирают главным того, кто еще не пришел. "Шеф появится в последний момент", — иронизируют предприниматели.
До начала защиты — пара минут. Последняя возможность легально смотреть в планшет. Впрочем, и во время защиты несколько раз возникнут срочные бизнес–надобности, и экзаменаторы будут потихоньку выходить из аудитории, прижимая айфон к уху и говоря шепотом.

Малый бизнес за 15 минут

Десять с четвертью. Сотрудники университета объясняют студентам и членам комиссии регламент. Предприниматели получают не только формальные советы: "Оценки лучше сначала карандашом пишите. А то поставите первому двойку, а потом послушаете остальных и поймете, что тот был вообще гений. Или наоборот". Студенты что–то совсем не волнуются, чего нельзя сказать о некоторых экзаменаторах.
Иные члены комиссии, кстати сказать, серьезно готовились. "Тимофей прочитал все 20 дипломов. 20!!! Такого у нас даже преподаватели не делают", — уважительно рассказывает сотрудник кафедры.
Наконец с предисловиями покончено, и начинается защита первой работы. Заметно волнующаяся девушка рассказывает о проблемах малого бизнеса в России. Ее голос дрожит, фразы формальны. Все относятся с пониманием.
Некоторые предприниматели изучают слайды презентации. Другие листают многочисленные протоколы: другого времени разбираться с ними, кроме как собственно во время речи дипломанта, нет.
Дипломантка тем временем переходит к рекомендациям, адресованным правительству Российской Федерации: как нам обустроить малый бизнес? Часть советов заочно получают и сами предприниматели. Советы такие: бороться с утечкой мозгов, расширять налоговые льготы, создавать больше бизнес–инкубаторов.
Доклад окончен. Тут предполагаются аплодисменты, но работодатели к формальностям относятся спустя рукава. Хлопают дипломантке только ее коллеги–студенты. По аудитории проходит почти осязаемый холодок. Зачитываются отзывы научного руководителя и оппонента. Поставьте себя на место членов комиссии и ответьте на вопрос: легко ли оценить диплом о развитии малого бизнеса за 7 минут презентации, во время которой вам нужно еще и бумажки заполнять? То–то и оно.
Настала очередь вопросов от членов комиссии. Начинает Павел Боровков, глава консалтинговой фирмы "Партнеры и Боровков":
— Послушайте, у нас все время говорят о том, что малый бизнес надо поддерживать. Но ведь настоящий бизнес — это тот, который выжил. Так надо ли помогать тем, у кого нет иммунитета и кто не может справиться самостоятельно?
Но дипломантка отвечает на какой–то другой вопрос: говорит о том, что государство не может не поддерживать… Волнение и недостаток бизнес–опыта мешают ей услышать сказанное.
Следующий вопрос:
— Вы знаете, я уже много лет в бизнесе. Все время слышу это слово — "инновационный". Но так пока и не понимаю, что же это такое.
Дипломантка постепенно входит в нужный ритм и уже меньше волнуется. Выясняется, что инновационный бизнес — это как стартап, только с чем–нибудь запатентованным.
Еще несколько вопросов — и защита окончена. Дипломантку благодарят, она возвращается на место. Члены комиссии шепотом обмениваются впечатлениями и проверяют новые сообщения в телефонах.
Следующий диплом — про рекламу в Интернете. 22–летний дипломант начинает с фразы, что до начала девяностых этот вид рекламы был не столь популярен… Члены комиссии обмениваются понимающими взглядами. Они–то помнят, что там было с проникновением Интернета 25 лет назад. Другая проблема — связь теории с практикой. Из презентации следует, что интернет–реклама — это такой особый вид рекламы, которым нужно заниматься, потому что необходимо задействовать разные каналы. Павел Боровков предлагает дипломанту представить, что он, Боровков, — потенциальный покупатель его продукта, и просит "в трех словах" объяснить, почему он должен его купить. Ответ следует, но не слишком уверенный. И снова неясно, какая проблема важнее — волнение или отсутствие практического опыта.
Зато следующий дипломант показывает, что работы бывают и практическими. Студентка не только написала диплом на тему организации общественного питания, но и самолично запустила стартап и выпускает низкокалорийные продукты питания. "Ее надо в "ДП", в рубрику Next", — шепотом советуют мне сотрудники факультета. Комиссия довольна.

Инициатива и прессинг

В другой аудитории роль лидера комиссии взял на себя коммерческий директор "Вендэкс Ретейл" Александр Бирюков. Он как раз представляет собой пример слияния теории и практики: действующий бизнесмен с опытом преподавания.
— Так, первый вопрос от меня, — напористо произносит предприниматель, как только дипломант закончил с презентацией. — Почему вы выбрали для анализа именно ИТМО? И как вы ставили свои оценки? Вы сами замеряли?
Студент куда флегматичнее своего экзаменатора. На середине ответа его перебивают:
— Так, все понятно! Тема актуальна. Теперь — дальше: сколько времени вы там провели? Весь год? Каждый день ходили?
Дипломант едва успевает отвечать. Студенты, которые сидят за моей спиной, громким шепотом обмениваются впечатлениями. Им, мягко говоря, не нравится такое давление. Но, с другой стороны, хотели встречу с реальной жизнью — получайте.
Складывается впечатление, что будущие работники и их потенциальные работодатели разговаривают на разных языках. В презентации есть слайд со столбиками — оценки работы по таким–то проектам. У дипломанта спрашивают, о каких конкретно проектах шла речь. Он не помнит, зато может объяснить, что собой представляют сами столбики и на какой концепции все построено. Это, в свою очередь, не интересно экзаменаторам. Довольно типичная проблема: об инструментах своей работы исследователи знают больше, чем о том, что они с помощью этих инструментов изучают.
Другой вопрос — автору работы об интернет–маркетинге, которая при ближайшем рассмотрении оказалась работой об интернет–рекламе.
— Вопрос такой: вы говорили, что можно использовать несколько каналов маркетинга. Вот у вас есть 100 млн рублей. Как вы их разделите между этими каналами?
И из ответа очевидно, что таким образом дипломант вопросы перед собой не ставил.
— Ну ладно, последний вопрос. Кто конкретно занимается этим интернет–маркетингом? Это что, особый отдел и особые сотрудники? Да? То есть я должен еще и затраты на них посчитать? А вы посчитали?
Конечно, нет. И, конечно, не он в этом виноват.

Как нам обустроить образование

Все презентации представлены, все вопросы заданы. Студенты покинули аудиторию. Члены комиссий не зверствуют: из 21 работы пять оценены на "отлично", двенадцать — "хорошо" и только четыре — "удовлетворительно". Больших споров у предпринимателей между собой нет: уровень каждого дипломанта примерно понятен.
Работа окончена (если не считать заполнения протоколов), и бизнесмены расходятся, не вполне довольные тем, как провели эти полдня. Уж лучше, чем сверять ответы на одних бумажках с ответами на других бумажках. Но до идеала далеко.
"Цель хорошая, организация плохая, — резюмирует Павел Боровков. — Надо не дипломные работы принимать, а участвовать в подготовке на более ранних стадиях".
"Мы так и не поняли, зачем 100% комиссии составлять из бизнесменов, — говорит Аркадий Пекаревский. — Это против всякой логики. 50 на 50 — намного уместнее".
Есть и другие рекомендации: "Надо помогать им выбирать разумные темы, имеющие практический смысл. Нужно писать втрое меньше, но без "воды". И, конечно, им нужны курсы ораторского мастерства. С самопрезентацией все печально".
Принимать экзамены без преподавателей — это неизбежная профанация, резюмирует Марк Лернер. Да и начинать нужно совсем с другого: "Нужно повысить престиж преподавательской работы. Профессор должен получать не 50 тыс., а 250 тыс. И нужно отладить систему взаимодействия университетской теории и жизненной практики. На это нужно время. Нельзя просто взять и позвать бизнесменов. Это само по себе ничего не изменит".
Большинство бизнесменов готовы продолжать эту работу. "Приходя сюда, я инвестирую в социальный климат страны, и я готов это делать", — говорит Аркадий Пекаревский. Но все повторяют, что делать нужно по уму: проводить в течение всего обучения мастер–классы, раньше знакомить студентов с реальным бизнесом. Тогда может выйти толк.
Впрочем, кое для кого и этот экзамен может принести профит. По итогам защиты работодатели сказали: двух–трех дипломантов они бы пригласили на собеседование.