Петербургский рынок спортивных товаров готовится возобновить рост на 3-6%

Автор фото: Вадим Акулин

Петербургский рынок спортивных товаров объемом 24 млрд рублей готовится возобновить рост. Intersport уходит, не дождавшись этого момента, а французский Decathlon наращивает сеть.

Спортивные товары не относятся к товарам первого спроса, поэтому в кризис рынок ожидаемо просел: спрос сократился, а сама структура его сместилась в пользу недорогих товаров.
Даже фитнес–центры Петербурга в 2015 году зафиксировали падение спроса на 20–25%.

Экономят, но спортом занимаются

"В прошлом году на фоне падения реальных доходов населения и удорожания импорта российский рынок спортивных товаров просел примерно на 15%, его объем составил около 240 млрд рублей", — оценивает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам". В этом году он ожидает роста рынка на 3–6% по мере постепенного восстановления покупательной способности россиян из–за замедления инфляции.
"Мы видим интерес потребителей к спортивным товарам. Да, из–за кризиса мы потеряли около 7% наших постоянных покупателей, но средний чек сопоставим с докризисным, количество покупок такое же", — сохраняют оптимизм в сети "Спортмастер". По данным этой сети, покупатели очень чувствительны к цене, ищут более выгодные предложения, предпочитают недорогие бренды хорошего качества.
"Наши арендаторы так или иначе адаптируются к изменениям рынка, стараются предложить потребителю качественные товары по более низкой цене, устраивают различные акции", — рассказывает Алена Мариничева, директор департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант", который управляет двумя спортивными центрами "АктивСпорт".
Зато французская сеть Decathlon, которая вышла в Россию в 2006 году, отмечает рост продаж в России. "Рынок в целом действительно снижается, но мы выигрываем конкурентную борьбу за счет оптимального соотношения цены и качества, а также тщательного выбора мест под магазины", — говорит Иван Снегур, руководитель проектов развития сети Decathlon в Петербурге и на Северо–Западе. По его словам, недавно открытый магазин малого формата "Декатлон 3S" площадью 1,2 тыс. м2 также показывает хорошие результаты.

На родной земле

Для рынка спортивных товаров характерна ярко выраженная сезонность: снежной нехолодной зимой спросом пользуются лыжи и сноуборды, а на начало лета приходится пик продаж велосипедов. "Сейчас высокий спрос на товары для бегунов, продажи растут на 7% год от года, этот вид спорта сейчас становится очень популярным, — говорит представитель "Спортмастера". — Для этих любителей требуется хорошая обувь, футболки, легинсы, наушники". Компания "Спортмастер" постепенно увеличивает долю российских товаров в ассортименте, в среднем она сейчас составляет 15%. На инвентарь приходится 40% (еще 3 года назад этот показатель был на уровне 0%), на одежду и обувь — 10%.
По словам Алены Мариничевой, в силу специфики производства не все спортивные товары можно заменить российскими аналогами, но в некоторых сегментах появляются товары российского производства, например в сфере спортивного питания.
"В "Декатлоне" работает целый отдел локализации, который занимается поиском российских поставщиков, ряд товаров: текстиль, лыжи, клюшки — уже выпускаем в России", — говорит Иван Снегур.
Кризис действительно стал хорошим шансом для российских производителей, отмечают в "Велодрайве": лидеры среди российских велопроизводителей Stels и Forward сейчас работают над качеством, идут разговоры о возрождении маркой Forward советского бренда недорогих складных велосипедов "Десна", белорусский производитель "АИСТ" удачно вышел на российский кризисный рынок.

Финны сдают позиции

Объем петербургского рынка спортивных товаров, по экспертным оценкам, составляет до 24 млрд рублей в год. Крупнейшая сеть по продаже спортивных товаров — "Спортмастер" насчитывает 25 магазинов. В компании говорят о высокой конкуренции на петербургском рынке, отмечают появление новых западных игроков.
И действительно, французский Decathlon использует непростое для экономики время для более активного развития в Петербурге.
"Сейчас у нас в Петербурге три действующих магазина, также существует ряд подписанных договоров аренды на 2016–2018 годы, мы хотим создать сеть из 15 магазинов в Петербурге", — говорит Иван Снегур. Кроме того, ранее в компании сообщали о планах построить в Шушарах к 2017 году распределительный центр площадью 10 тыс. м2.
"В зависимости от расположения новых магазинов не исключаю, что компания может стать одним из крупнейших игроков местного рынка, пока в России доля Decathlon не превышает 6%, — отмечает Тимур Нигматуллин. — Но ему нужно быть готовым снижать наценку и работать с низкой маржей".
Тем не менее пока на втором месте по количеству магазинов находится петербургский производитель спортивной одежды и снаряжения RedFox, под его управлением сеть из восьми магазинов "Планета Спорт".
Долгое время одним из лидеров рынка была сеть Intersport, сейчас она насчитывает семь магазинов в Петербурге. Однако в начале года финский концерн Kesko объявил о намерении расстаться с неприбыльным активом. Как говорится в отчетности ретейлера, это решение связано с низкими продажами и сокращением прибыли от торговли спортивными товарами. И действительно, в 2015 году продажи сети Intersport в России снизились на 17%, до 12 млн евро.
Опрошенные ретейлеры говорят о том, что интерес могут представлять помещения, которые сейчас занимает сеть, но найти компромисс с продавцом пока не удалось.
В 2014 году мы целенаправленно ушли в более низкий ценовой сегмент и серьезно поменяли ценовую политику. В 2015 году падение продаж велосипедов составило 20%. В этом году за счет изменения ассортимента и удачных маркетинговых акций мы, по предварительной оценке, выйдем на уровень продаж 2014 года. Дорогие бренды потеряли популярность из–за цены, но в целом интерес к активному спорту сохранился, и даже в кризис люди находят время и деньги для покупки спорттоваров. Покупатели активно ищут выгодные предложения, популярность акции "Ночь распродаж" растет.
Кирилл Остапенко
генеральный директор сети "ВелоДрайв"
Для нас "Спорттовары" новая категория, поэтому она растет внушительными темпами. При ассортименте около 10 тыс. наименований динамика роста составляет сотни процентов. На данный момент ключевые категории для "Юлмарта" — это велосипеды и все, что связано с движением: самокаты, скейты и гироскутеры — самый популярный товар этого года. В последние годы сильно меняется отношение к спорту — активный образ жизни и все, что с ним связано, стали модными, и в ближайшей перспективе этот тренд будет только усиливаться.
Никита Самарин
руководитель департамента "Авто и спорттовары" компании "Юлмарт"