Запад нанес Кремлю крупное информационное поражение. В СМИ сейчас только и говорят про возвращение Надежды Савченко в Киев в ранге героя. Как такая ситуация поможет России выработать национальную идею, рассуждает редактор "ДП" Сергей Гуркин.
В среду Надежда Савченко вернулась в Киев, а двое граждан России, Евгений Ерофеев и Александр Александров, — в Москву.
Хорошего выхода из этой истории у Кремля не было. Оставлять Савченко в России — обеспечить себе постоянные информационные проблемы. Вернули? Значит, слова о защите наших граждан немногого стоят?
Информационная война проиграна. В западной прессе Ерофеев и Александров едва упоминаются, у Савченко — образ героя. Мы в этой медиавойне даже толком не участвовали.
В Кремле к информационным поражениям относятся спокойно. Считается, что вопросы нужно решать в узком кругу президентов, а все остальное вторично. Это ошибка: информационные войны формируют общественное мнение, и потом это мнение сказывается на решениях политиков. По крайней мере — тех, которым идти на выборы.
В Кремле рассчитывали, что освобождение Савченко станет поводом для ослабления санкций. Владимир Путин написал статью для греческой газеты и призвал европолитиков к диалогу и взаимодействию. Но, судя по первым заявлениям из Берлина и Вашингтона, помилование Савченко ничего не изменит, и торга не будет.
Кремль рассчитывает на полуформальные договоренности. К правилам на Руси отношение снисходительное — где надо, будем действовать не по закону, а по справедливости. Но в 2016 году так не получается. За отмену санкций Запад требует соблюдения не части, а всех правил игры.
Правила эти придуманы ими самими, и многим они кажутся несправедливыми. Нам выделена роль второго плана, кому же это понравится? Что ж, это можно исправить. Но только не выборочным соблюдением имеющихся правил.
Вчера глава Следственного комитета Александр Бастрыкин вспомнил, что России нужна национальная идея. Бастрыкин предлагает ее не просто придумать, но и "закрепить законодательно".
Какой может быть эта идея? Русский человек широк, ему частные мелкобуржуазные вопросы решать скучно, подавай глобальные задачи. Такой общезначимой задачей может стать создание новых — лучших и более справедливых — правил игры в мировой политике и экономике.
В них будет сказано и о диалоге бизнеса и власти, и о диалоге общества и государства. Там будут все достоинства нынешней западной системы ценностей и ни одного ее недостатка. И эти правила мы начнем выполнять первыми, демонстрируя их несомненные преимущества.
И вот тогда мы собственным примером обеспечим своей альтернативе такой пиар, что статьи в греческих газетах больше не понадобятся.