Закон о прогулах депутатов поставил в уязвимое положение всех членов Государственной думы. Только вот применять его будут против отдельных ненужных депутатов-оппозиционеров, пишет редактор "ДП" Михаил Шевчук.
Накануне
Владимир Путин
подписал закон о возможности лишения полномочий депутатов Госдумы "за прогулы". Речь идет не только о злостном непосещении сессий, заседаний комитетов и комиссий, но и об отсутствии связи с избирателями. Если парламентарий не поддерживает такую связь, его собственная фракция или комитет, в который он входит, могут поставить вопрос об изъятии мандата.
За отмену голосования по доверенностям много лет боролось парламентское меньшинство. Правящее большинство изобретало все новые законные основания для того, чтобы депутат мог не появляться на пленарных заседаниях. Потому что ну правда: зачем ему лично весь день жать на кнопки, если свободного голосования все равно не предполагается? Необходимость строгого соблюдения ритуала возникла только после того, как Госдума стала монолитно–лояльной и поэтому в ней появились оппозиционеры–отщепенцы (которые на самом деле остались такими же, как были, — изменились их коллеги). Их–то и нужно выгнать.
К ритуалу прибегают под напором хаоса. Человек ищет защиты в повторении действий, надеясь, что упорядоченность формы спасет его от пугающе усложняющегося мира. Со временем смысл исчезает, вытесненный обрядом. Что и происходит: ведь закон, обязывая депутатов присутствовать на заседаниях, не обязывает их голосовать сообразно собственным взглядам, а не указаниям сверху. Закон требует встречаться с избирателями "не реже чем раз в полгода", но не поясняет, что понимать под встречей и достаточно ли формального визита к ветеранам на полчасика.
Уязвим становится любой член Думы: принимать граждан по закону он может раз в 2 месяца, а для лишения мандата достаточно неисполнения обязанностей в течение 30 дней. Участвовать в заседаниях и вести прием нужно одновременно, но заседания в Москве, а избиратель — в регионе. Депутат обязан "принимать меры" по всем жалобам, а это не всегда возможно.
Читайте также:
Владимир Путин
Путин признал Японию как важного партнера
Может оказаться, что за благими намерениями есть только ритуал, цель которого — принесение в жертву отдельных ненужных депутатов.