Павел Кочкин, 32 года
Ваша точка отсчета себя как бизнесмена?
— С 2002 по 2005 год я работал по найму в агентстве недвижимости и в какой–то момент пришел к своему же директору с предложением сделать внутреннюю программу для риелторов, позволяющую автоматизировать процессы, которая могла бы быть доступна всему рынку. Директор сказал, что не получится, и, соответственно, больше я там не работал. Так и стал бизнесменом.
Как кризис повлиял на компанию и ее рентабельность?
— Кризис на бизнес повлиял прекрасно. Все проекты, которые мы делали в 2008 и 2015 годах, только выигрывали, потому что различные инновационные схемы и инструменты продаж нужны в те времена, когда не продается ничего. Когда и так все продается, никаких инструментов не нужно. Застройщики, которые еще в 2013 и 2014 годах были горды и довольны собой, кардинально изменили к нам свое отношение, когда их продажи упали. Хотя, конечно, снизилась скорость поступления оплат от контрагентов, начали появляться сбои. С некоторыми приходится решать вопросы в арбитражном суде. Но прибыль растет.
Как часто вы реинвестируете в развитие бизнеса?
— Реинвестируем в «Н–Маркет Про» все, что зарабатываем, и даже немного больше, еще берем из других проектов: 2,5–3 млн рублей в месяц.
Как вы видите себя и свою компанию через 5-10 лет?
— Через 10 лет мой бизнес обязательно появится во всех российских городах с населением более 200 тыс. жителей, а в системе начнет работать еще больше риелторов России, а также многие банки.
В какие отрасли, на ваш взгляд, надо вкладывать деньги?
— Мы готовимся к самому тяжелому периоду — это 2017 год. Чувствуется сокращение количества свободных денег в стране. Застройщикам сложнее строить, у населения снижается количество денег. Вся эта ситуация приведет к спаду темпов рынка, однако известно, что конъюнктура рынка волнообразна, надеемся наверстать года через три.