Корреспондент "ДП" Ольга Мягченко о том, как у "Газпрома" лопнуло терпение из-за должников среди чиновников и депутатов.
Пять лет поставщики коммунальных ресурсов безуспешно пытаются взыскать долги с потребителей за тепло и горячую воду. Чиновники сочувственно качают головами: проблемы в ЖКХ есть, но мы их решить не можем — это уровень федеральных законов и постановлений. Судитесь, советуют они.
И ресурсники судятся. И суды выигрывают. Но денег получить не могут. За 5 лет просроченные платежи потребителей ТГК–1 в ЖКХ выросли вдвое — до 6,3 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей — долги потребителей "Петербургтеплоэнерго" (обе компании входят в холдинг "Газпром"). Больше 70% долга приходится на управляющие компании, принадлежащие Петербургу.
Та же история у ГУП "ТЭК" и "Водоканала": долги 4 млрд и 2,8 млрд рублей соответственно.
Казалось бы, неоткуда им взяться: смольнинское ГУП "ВЦКП" (расчетный центр, обслуживающий 70% городского жилфонда) утверждает, что собираемость квартплаты с населения высокая — 97–98%. Эти деньги ВЦКП вовремя перечисляет поставщикам коммунальных ресурсов, уверяют в центре. Но долги продолжают расти. Мистика!
Мы сами разберемся, помогите перевести дома на прямые платежи — чтобы деньги шли не в управляющие компании и через них в ВЦКП, а напрямую поставщикам ресурсов, просят монополисты.
Да кто ж против, восклицают чиновники. Устраивайте общие собрания собственников жилья и убеждайте их в пользе прямых платежей.
Ресурсники собирают, убеждают. Банкротят недобросовестные управляющие компании. Но удивительные жильцы голосуют не за прямые платежи, а за смену УК, которые увели их квартплату в неизвестном направлении, на других управленцев, где учредители те же, что и у банкротов. Банкрот исчезает вместе с деньгами, а его учредители продолжают собирать плату с жильцов и наращивать долги.
Ну, раз так, то погасите долги из бюджета — хотя бы за принадлежащие городу компании, они больше всех нам задолжали, взывают монополисты. Смольный сначала пообещал, а потом передумал. Бюджетный кодекс не велит, вздыхают чиновники, опустив глаза.
Наконец у "Газпрома" лопнуло терпение (оно бы, наверное, лопнуло и у ТЭК с "Водоканалом", не будь они ГУПами — по определению терпеливыми, когда речь идет о Смольном). Отключать тепло и горячую воду в жилых домах по закону нельзя, поэтому решили взяться за офисы. В начале апреля ТГК–1 пригрозила лишить тепла здание городского парламента, задолжавшего 1,15 млн рублей за отопление. Обитатели Мариинского дворца тут же расплатились. Неделю назад такие же уведомления получили администрации Центрального и Кировского районов города (долги соответственно 180 тыс. и 960 тыс. рублей). Центральный район деньги отдал, не дожидаясь похолодания. А Кировский попросту не пустил ТГК–1 к вентилю. Мы найдем возможность перекрыть тепло, предупредили газпромовцы, а осенью не станем включать. И в подтверждение серьезности намерений заявили, что будут судиться с кировской администрацией, а также принялись банкротить две смольнинские управляющие компании — ГУП "РЭП "Строитель" и "Жилкомсервис № 3 Кировского района", задолжавшие ТГК–1 больше 640 млн рублей.