Чистка рынка ломбардов докатилась до Петербурга

Затеянная Центробанком чистка рынка ломбардов докатилась до Петербурга. Мелким игрокам грозит принудительная ликвидация по искам регулятора. Это выгодно крупным участникам рынка.

Волна ликвидаций ломбардов, поднятая Центробанком в прошлом году по всей стране, докатилась до Петербурга и Ленобласти. Иски о принудительном исключении из ЕГРЮЛ получили 16 некредитных финансовых организаций. На очереди еще почти две сотни мелких и средних ломбардов, не предоставляющих отчетности регулятору.
Из них некоторые, испугавшись жесткого регулирования, уходят на смежные рынки, освобождая место для более крупных конкурентов, а другие предпочитают продолжить работу в тени, учредив новое юрлицо.

Первые ласточки

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 11 апреля 2016 года принял сразу 10 исков Центробанка РФ к ломбардам и их учредителям о принудительной ликвидации. Иски получили автоломбарды "Лазурит", "Правобережный", "Авто–сталк" и "Паладий–кредит", а также ювелирные и классические ломбарды "Невский", "СПб", "Меркурий", "Копилочка" и "Нева". Еще шесть исков суд уже рассматривает: три с января 2016 года ("Ломбард респект" на Московском пр., Городской ломбард во Всеволожске и "Марс–ломбард" в Новой Ладоге) и три с ноября 2015 года. По ним уже приняты решения: в полном объеме удовлетворены требования ЦБ о ликвидации ломбардов "Сберфонд" на Кирочной улице, "Омега" в ТЦ "Лидер" на Гаккелевской улице и "Юнайтед ломбард" в Шушарах.
В общей сложности с осени 2015 года ЦБ подал в арбитражные суды всех регионов РФ более 640 исков о ликвидации ломбардов. Всего, по данным СПАРК, в России зарегистрировано около 8,2 тыс. ломбардов, из которых 251 — в Петербурге и Ленобласти. При этом, по данным Банка России, более половины ломбардов до сих пор не привели свою отчетность в соответствие требованиям законодательства и могут быть ликвидированы.

Плохо отчитывались

По данным судебных актов, поводом для исков о принудительной ликвидации было непредоставление ломбардами отчетности за 9 и 12 месяцев 2014 года, а также за I квартал и первое полугодие 2015 года. По сути, речь идет о том, что эти ломбарды вообще ни разу не отчитались перед регулятором, ведь федеральный закон о ломбардах, обязывающий их к этому, вступил в силу как раз летом 2014 года. Между тем в феврале 2016 года правила еще более ужесточились: теперь ломбарды должны отчитываться и вовсе ежемесячно.
Однако учредители ломбардов, которых суд обязал исполнить за свой счет решение о ликвидации в течение полугода со дня вступления судебного акта в законную силу, даже не являлись на заседания, чтобы заявить на иск ЦБ свои возражения. "ДП" обзвонил ломбарды, упомянутые в исках регулятора, чтобы понять их логику, и выяснил, что некоторые из них и сами разочаровались в этом рынке, другие же продолжают работу под новыми юрлицами.
"Два года назад у нас было планов громадье, и мы насоздавали множество юрлиц под широкую линейку финансовых услуг, — говорит представитель группы "Сберфонд", не пожелавший представиться. — Но ломбард мы так и не открыли, и дело тут даже не в требованиях ЦБ. Рынок этот в принципе очень насыщенный, на нем много старых игроков с развитой инфраструктурой. Нужно иметь хороших оценщиков, которых в городе немного, и хорошую линию сбыта, чтобы зарабатывать хоть что–то не только на процентах, но и на продаже заложенных вещей. Пока у нас есть классическая микрофинансовая организация, мы даем займы под залог автомобилей, а также беззалоговые — для проверенных клиентов".
В сети ломбардов, которая до недавнего времени действовала под вывеской "Ломбард респект" (шесть ломбардов на юге Петербурга), по указанным на ее сайте телефонам менеджеры отвечают: "Ломбард", но, услышав вопрос об исках ЦБ, сразу уточняют, что это не "Респект", а "Реал". Действительно, по данным СПАРК, бывшая владелица "Ломбард респект" Елена Боярская в конце 2014 года учредила ООО "Реал ломбард", которое теперь действует в бывших точках "Респекта". От общения с журналистом Елена Боярская уклонилась.

Не могут и не хотят

Крупные участники ломбардного рынка поддерживают действия ЦБ по ликвидации молчаливых конкурентов. "Изначально этот рынок был в тени, но сейчас пришло время становиться бизнесу открытым, — потирает руки гендиректор часового ломбарда "Перспектива" Павел Захаров. — Сама процедура раскрытия информации не несет в себе никаких сложностей. Для участников рынка даже проводятся специальные обучающие семинары, на которых объясняют, какую именно информацию и в каком виде необходимо отражать в отчете. Но многие ломбарды просто не хотят вести дела прозрачно. Они не отчитывались ежеквартально, не говоря уже о ежемесячной отчетности перед ЦБ. Теперь они реально могут закрыться".
С коллегой согласен генеральный директор ООО "Объединенный ломбард" Дмитрий Терентьев: "Чаще всего "молчуны" — это ломбарды, которые существуют только на бумаге либо занимаются совсем другим бизнесом. И для ЦБ отчетность — хорошая возможность почистить рынок от таких формальных игроков. Но есть и компании, которые просто не хотят раскрывать информацию. Кроме того, не нужно забывать, что ломбардами владеют в основном непродвинутые пользователи, которые просто не умеют составлять электронную отчетность".
По словам бизнесмена, обычно за неправильно заполненную форму регулятор выдает предписание об устранении нарушений, но может и оштрафовать на 500–700 тыс. рублей. Учитывая, что за отсутствие отчетности штрафа нет, а после ликвидации можно за 10 тыс. рублей открыть новое юрлицо, мелкие ломбарды скорее мотивированы стать "молчунами", чем рисковать получить штраф за ошибку в отчетности.
"Этот рынок крайне криминализирован, его бенефициары даже к юристам никогда не обращаются: им проще все по старинке решать, коррупционным пряником и бандитским кнутом, — говорит источник на юридическом рынке. — Поэтому без уголовных дел Центробанку будет сложно навести здесь порядок".
Мы продолжаем развитие своих ломбардов, ничего не ликвидируем. Конечно, в связи с новыми условиями работы у нас возросли издержки, пришлось нанять дополнительный персонал, который готовит отчетность. Конкуренция обострилась, ставки в ломбардах стали снижаться. При этом с рынка уходят небольшие ломбарды, но, с другой стороны, появляются новые ломбардные сети. Многие из тех, кто закрыл ломбард, перешли в смежную область и теперь занимаются скупкой вещей, там регулирование сравнимо с торговлей непродовольственными товарами.
Антон Петров
председатель совета директоров сетей "585" и "Золотой"
Принудительная ликвидация — вообще достаточно экзотическая мера воздействия в российском административном праве, и о ее эффективности в отношении ломбардов говорить пока преждевременно. Потому что этот рынок очень закрытый, там большинство операций проходит до сих пор черным или в лучшем случае серым налом, через счета юрлица проводится ровно столько, сколько сочтет нужным собственник. Для такого бизнеса ликвидация юрлица грозит лишь необходимостью слегка потратиться на открытие нового.
Иван Решетников
управляющий партнер юрфирмы "Апелляционный центр"
Расчистка рынка — объективный процесс, вызванный изменением закона и четкой позицией Центробанка: кто не может соответствовать закону (подавать отчетность, выполнять предписания), вынужден будет покинуть ломбардный рынок. Большая часть ликвидируемых юрлиц — неработающие ломбарды, но есть и те, которые не смогли организовать работу. Ко многим еще не пришло осознание, что отчетность — это навсегда и нужно учиться ее правильно заполнять, а не привлекать раз в год бухгалтера. Ведь даже для малых ломбардов отчетность с февраля стала ежемесячной.
Сергей Соковников
глава саморегулируемой некоммерческой организации "Ассоциация развития ломбардов"
Я работала с одним ломбардом, создавала для него договоры, выстраивала правовую схему работы. И, честно говоря, никаких особо вопиющих проблем я в нем не встретила. Да, норовят занизить стоимость залогов. Но такие проблемы вообще на потребительском рынке сплошь и рядом. При ужесточении регулирования рынка мелкие ломбарды уйдут глубже в тень: в крайнем случае перейдут в плоскость кредитования физлицом физлица. В этой лакуне их никакой ЦБ не достанет.
Ирина Иванова
адвокат