Смольный надеется привлечь в Китае и других азиатских странах 400 млрд рублей на создание сети транспортных узлов вокруг Петербурга.
Смольный не смог самостоятельно найти инвесторов, готовых вложить 400 млрд рублей в строительство сети транспортно–пересадочных узлов (ТПУ) вокруг Петербурга, и пригласил для этих целей инвестиционного брокера — компанию The far east & Pacific investments (FEPI).
Она займется привлечением денег в Китае и других азиатских странах.
Инвестиции в пассажиров
О подписании соглашения с FEPI на международном форуме MIPIM в Каннах рассказала глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Ирина Бабюк. FEPI — «дочка» шведской Interfox Resources, которая специализируется на разведке и добыче нефти и газа. За 21 год деятельности FEPI привлекла в разные проекты по всему миру $11,7 млрд.
Соглашение с FEPI не денежное. Оно предусматривает, что брокер будет продвигать петербургские проекты за рубежом. Первым станет пилотный проект строительства пассажирского ТПУ в Девяткино с объемом инвестиций 37 млрд рублей. В него войдут междугородный и международный автовокзалы, метро, железнодорожная станция, автостоянка, досуговые и развлекательные объекты.
О планах по развитию сети таких узлов КИСП заявил еще в 2014 году. Тогда стоимость создания 11 ТПУ к 2030 году оценивалась в 360–400 млрд рублей. По замыслу КИСП, они расположатся у двух железнодорожных вокзалов (Балтийского и Финляндского), в Пулково, в районе Парнаса, Сенной пл. и еще в нескольких местах, генерирующих значительный пассажирский трафик.
Цель проекта — перераспределение пассажиропотоков между личным и общественным городским и областным транспортом. Доехав до ТПУ, люди смогут пересесть на тот вид транспорта, на котором можно быстрее и удобнее добраться в нужную точку, считают чиновники. Однако за 2 года проект так и не сдвинулся с места — в дело вмешался кризис. Эксперты, знакомые с ситуацией, говорят, что денег нет не только на строительство самих ТПУ, но даже на разработку проектной документации. Тем не менее город не намерен отказываться от этой идеи и рассчитывает, что FEPI поможет с поиском инвесторов как для этого, так и для других транспортных проектов.
За деньгами в Азию
Подобные транспортные хабы — привычное явление за рубежом, но в России они в диковинку. Поэтому логично, что за деньгами Смольный решил обратиться к иностранным инвесторам, знакомым с такой моделью, говорят эксперты. А поскольку ждать инвестиций из Европы и США вряд ли стоит, главная наша надежда — Азия.
«Во многих европейских и азиатских странах ТПУ создаются на базе крупных железнодорожных вокзалов. Пассажир метро, доезжая на окраину города, может пересесть на автобус или поезд, чтобы максимально быстро добраться в другой город или страну», — говорит Николай Захаров из компании «НЭО Центр». ТПУ становятся драйверами развития территорий, на которых они расположены, — обеспечивают загрузку коммерческих площадей и повышают спрос на жилье. За этот счет и окупаются инвестиции в создание таких узлов.
Известный ТПУ — британский Хитроу — один из крупнейших транспортных узлов не только в Европе, но и в мире. Другие примеры: автобусный терминал на Таймс–сквер в Нью–Йорке, Центральный вокзал в Амстердаме, Южный вокзал в Пекине. Торговый центр Kamppi в Хельсинки объединяет автовокзал и станцию метро. В России есть пока только грузовые транспортные узлы, говорит директор по логистике «РосАгроМаркет» Андрей Филатов. Например, в связи с ограничениями на движение грузового транспорта по Москве такие хабы располагаются за чертой города вблизи оживленных трасс и эффективно разгружают городские дороги.
Для разведения пассажиропотоков эту модель в России еще не применяли. «Идея хорошая. Важно, чтобы масштабы проекта соответствовали реальным потребностям и возможностям города, а бизнес–модель была привлекательной для инвесторов», — добавляет Андрей Филатов.
Российские бизнесмены пока только присматриваются к идее Смольного. Совладелец Glorax Development Андрей Биржин рассказал, что не исключает возможности участия в проекте. «Возможно, мы будем инвестировать в проект и войдем в совет директоров управляющей компании ТПУ. Проект очень дорогой. Но у нас есть собственный капитал, который мы готовы вкладывать в перспективные проекты в девелопменте, инфраструктуре, ЖКХ и энергетике», — пояснил Андрей Биржин.