Лететь в европейские столицы выгоднее через Хельсинки и Ригу, а не прямыми рейсами из Пулково. Несмотря на девальвацию рубля, аэропорты соседних стран ставят на транзитных пассажиров из РФ.
Оператор международного аэропорта Хельсинки–Вантаа — госкомпания Finavia — вложит 1 млрд евро в расширение авиакомплекса. В планах компании нарастить транзитный пассажиропоток по маршруту, соединяющему Европу и Азию. Стыковка в Хельсинки рейсов из европейских столиц, например, в Токио или Пекин обеспечивает минимальное время в пути и минимальную стоимость перелета.
"Летом этого года из Хельсинки будет запущено четыре прямых рейса в города Японии — Токио, Нагоя, Осака, Фукуока. Больше чем у любого европейского аэропорта", — говорит старший вице–президент Finavia Микко Саарихо. Удачное географическое положение и грамотная ценовая политика гарантируют аэропорту Хельсинки прирост транзитного пассажиропотока. Чего нельзя сказать о петербургском аэропорте Пулково, который тоже расположен на кратчайшем пути между Европой и Азией и вполне мог бы стать стыковочным узлом для многих авиакомпаний. Но Пулково никак не использует свое географическое преимущество.
За прошлый год аэропорт Хельсинки нарастил пассажиропоток до 16,4 млн человек, и преимущественно за счет международных транзитных пассажиров, доля которых в общем потоке уже превысила 30%.
А Пулково, наоборот, сокращает трафик — 13,5 млн пассажиров обслужил аэропорт за прошлый год, что на 800 тыс. (или на 6%) ниже уровня 2014 года. Большинство "потерянных" пассажиров — это россияне, путешествовавшие в лучшие годы за границу.
Читайте также:
Авиакомпания Россия
Смольный недоволен "Россией"
"Я был в Пулково. Видел новый терминал. Очень хороший аэропорт", — говорит старший вице–президент Finavia Микко Саарихо.
Тем не менее серьезным конкурентом Пулково Finavia не считает. Хотя бы потому, что стоимость обслуживания в финском аэропорту вдвое ниже, чем в Пулково, — 3 тыс. евро за воздушное судно (А321) против 6,5 тыс. евро (см. "Стоимость обслуживания...").
Ниже, чем в финском аэропорту, тарифы только в Риге, аэровокзал которой тоже пытается наращивать транзит, в том числе и за счет россиян. Латвийская национальная компания Air Baltic с конца марта увеличит количество рейсов из Петербурга до четырех в день в расчете на то, что россияне полетят через Ригу в другие европейские города.
Железновоздушный
На трансфер россиян делают ставку и финны. Но за прошлый год число российских пассажиров, летящих через Хельсинки в Европу, сократилось на 30%, до 277 тыс. человек, отмечает Микко Саарихо. Впрочем, он надеется вернуть их.
"Мы вложили почти 1 млрд евро в железную дорогу к аэропорту, построили пять станций. С прошлого лета пассажиры, едущие из Петербурга на скоростном поезде "Аллегро", могут на станции Тиккурила пересесть на электричку и за 7 минут доехать да аэропорта", — говорит Микко Саарихо.
Финские железнодорожники поддерживают коллег. Столкнувшись с падением спроса на "Аллегро", государственная железнодорожная компания Финляндии VR Group снизила цены: минимальная стоимость поездки из Петербурга — 29 евро на утреннем рейсе и 70–80 евро — на дневных. Одновременно финны улучшили сервис. "Можно купить билет на самолет, на поезд "Аллегро", электричку и знать полную стоимость поездки", — говорит Мика Хейяри, менеджер по коммуникациям VR Group.
Свой для своего
Несмотря на девальвацию рубля, в сравнении с иностранными аэропортами показатели Пулково не впечатляют. Из Петербурга в большинство европейских столиц существенно дешевле добраться через Хельсинки, чем напрямую из Пулково. Например, цена перелета в Прагу через Хельсинки вдвое ниже, чем из Петербурга. По мнению Микко Саарихо, успех аэропорта Хельсинки во многом связан с деятельностью финской авиакомпании Finnair, которая стыкует все рейсы в столичном аэропорту.
У Петербурга своего перевозчика нет. Формально Пулково — базовый аэропорт "дочки" "Аэрофлота" — авиакомпании "Россия", но все больше рейсов она выполняет из Москвы — столичный авиаузел для "Аэрофлота" в приоритете.
Эффект свободы
ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС — оператор аэропорта Пулково) пытается нарастить транзитный пассажиропоток. В конце прошлого года компания запустила проект по стыковке рейсов внутри таможенного союза — проект "М2". Наибольшим спросом пользуются маршруты, соединяющие города России и Казахстана, отмечают в ВВСС. Чуть меньше спрос на полеты через Пулково из северных городов России (Мурманск, Апатиты) в города Центральной России: Воронеж, Курск, Липецк, Киров, Самару, а также в Сочи и Симферополь. Но это капля в море в сравнении с международным транзитом. "Доля трансферного пассажиропотока в Пулково (около 5%) пока ниже, чем, например, во многих европейских аэропортах, что связано в том числе с особенностями развития и регулирования российского рынка", — отмечают в ВВСС. Чтобы существенно нарастить долю трансферных пассажиров, ВВСС уже давно просят у правительства РФ так называемую "пятую свободу воздуха", что позволит привлечь больше иностранных авиакомпаний, которые смогут перевозить пассажиров, например, из Европы в Азию транзитом через Петербург. Пока же международные перевозки регламентируются межправительственными соглашениями. Последнюю попытку получить "пятую свободу" в ВВСС предпринимали в прошлом году, но тщетно.
Если правительство даст Пулково "пятую свободу", аэропорт сможет на равных конкурировать с Хельсинки, а пассажиропоток начнет расти.