Почему в кризис россияне ищут новых работодателей

Руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services Ольга Нилова о том, почему в кризис россияне ищут новых работодателей, а не держатся за свое место.

Последние несколько лет мы наблюдаем следующую картину. Ситуация на рынке труда становится все сложнее. Время на поиск работы увеличилось от 3 месяцев до года, в зависимости от профессиональной области. К примеру, если раньше в фармацевтической отрасли кандидаты могли трудоустроиться за 2 недели, то теперь может понадобиться до 2 месяцев. Специалисты по техническим продажам на поиск работы тоже тратят больше времени: на рядовую позицию уходит 3–4 месяца, на руководящие — до 6 месяцев. Работодатели жестче подходят к подбору новых сотрудников и больше требуют от уже работающих. Нынешний отбор предполагает от трех до пяти этапов интервью, тестирование кандидата, плюс проводится проверка по линии службы безопасности. От тех же, кто уже работает в компаниях, требуется многофункциональность, способность выполнять работу лучше остальных. Навык управления людьми востребован меньше, это говорит о том, что эффективность ставится на первое место, а ориентация на поддержание процесса теряет свои позиции.
Непростая ситуация и с зарплатами. По данным наших последних исследований, примерно половина опрошенных работников отмечают снижение заработных плат по отношению к 2015 г. Более того, каждая шестая компания в 2016 г. планирует сократить персонал.
Казалось бы, в такой ситуации самая выгодная для работника стратегия — держаться за свое место. Но мы, напротив, наблюдаем, что большинство работающих россиян ищут новых работодателей, даже если в целом их все устраивает на текущем месте работы. Из года в год процент таких работников (причем занятых, а не вышедших на открытый рынок труда) только растет. Согласно нашим исследованиям, в феврале 2016 г. каждый второй работающий россиянин рассматривает новые вакансии. При этом кандидаты действуют взвешенно и осторожно, задают множество уточняющих вопросов, собирают информацию о потенциальном работодателе в открытых онлайн–источниках (сайт компании, соцсети, профсообщества), а также наводят справки у знакомых.
Что заставляет их в кризис не держаться за место, а искать новое? Одни ищут новое место, потому что недовольны текущим работодателем, увеличившейся нагрузкой или снижением заработной платы. Другие изучают рынок труда, потому что боятся оказаться уволенными. По сравнению с кризисом 2009 г. работники более рационально подходят к выбору работодателя, так как понимают, что от правильного выбора компании сегодня будет зависеть их будущее. А кроме того, многие понимают, что просто пересидеть кризис — не лучшая позиция, даже в сложные времена надо действовать.