Всеволожский завод Nokian Tyres массово судится с продавцами шин и автодилерами, которые задолжали ему за поставленную продукцию более 2,6 млрд рублей. Аналогичные проблемы и у крупных импортеров шинной продукции: Dunlop, GoodYear, Bridgestone. Участники рынка говорят о тотальном кризисе неплатежей в отрасли, вызванном падением рубля.
За 2015-й — начало 2016 года ООО "Нокиан шина", завод финского концерна Nokian Tyres, подал в арбитражные суды России более 30 исков о взыскании долгов на общую сумму 2,62 млрд рублей (для сравнения: в 2014 году завод подал 11 исков на 142 млн рублей, в 2013 году пять исков на 52 млн рублей). Крупнейшие иски поданы к торговцам автозапчастями из разных регионов страны: ООО "Русшина Тюмень" (1,2 млрд рублей), ООО "Юмакс-центр" (512 млн рублей), ООО "Айс-авто" (368 млн рублей), ООО "Ковент-шина" (175 млн рублей), ООО "Регион-шина" (96 млн рублей), ООО "Компания Велес" (91 млн рублей), ООО "Рязань-шина" (56 млн рублей) и т.д. Также в ответчиках, но с более мелкими долгами состоят банкротящиеся петербургские автодилеры: "РРТ", "Лаура-авто", "Балтавтотрейд", а также дилеры из других регионов: "Экс-авто", "Автодор-экспресс", "Партнер-авто" и т.д. Большинство исков суды удовлетворяют ("товар принят, претензий не предъявлено, оплата не поступила"), на некоторых должников уже поданы иски о банкротстве.
"Сложная экономическая ситуация привела к тому, что финансовое положение дистрибьюторов в шинном бизнесе ухудшилось. Некоторые из них не выполнили финансовые обязательства перед поставщиками, в том числе перед компанией Nokian Tyres. Для защиты своих законных интересов компания при необходимости обращается в суд. Речи о переходе на 100% предоплату не идет", — сообщили в Nokian Tyres.
В компании ожидают сокращение продаж и в 2016 году. "Динамика продаж шин в связаны с рынком новых автомобилей — на каждый новый автомобиль потребитель приобретает как минимум четыре зимних шины. Прогнозы на 2016 год по сбыту новых автомобилей в России негативные, это означает, что спрос на шины в России продолжит падать", — пояснили Nokian Tyres.
Чтобы удержать клиентов Nokian Tyres ввела бессрочную расширенную гарантию на некоторые изделия: при случайном повреждении шину бесплатно отремонтируют или поменяют на новую.
Завод Nokian Tyres во Всеволожске является 100%-ной "дочкой" финского концерна Nokian. Его оборот в 2014 году составил 37,4 млрд рублей (+1,2% к 2013 году). В 2015 году официальной отчетности предприятие не публиковало. Как сообщили в концерне, продажи Nokian Tyres в России в валютном исчислении снизились по отношению к 2014 году на 35%, до 237 млн евро (363,4 млн евро в 2014 году). Такую динамику в компании объясняют ослаблением рубля. И хотя компания старалась сдерживать рост цен (повышение цен в начале 2015-го не полностью компенсировало девальвацию рубля) российские потребители предпочитали брать менее дорогие бренды, чем Nokian Tyres. В результате доля компании на российском рынке зимних шин сократилась. Вообще в этом сезоне продажи были слабые, отмечают в компании, из-за запоздалой зимы в большинстве регионов России. В результате у дистрибьюторов образовались к началу 2016 года большие складские запасы. Возникший из-за падения продаж дефицит наличных средств привел к задержкам выплат поставщикам продукции.
Финансовые показатели ООО "Нокиан шина", млн рублей
Источник: данные "ДП"
Суммы исков "Нокиан шина" к контрагентам, млн рублей
Источник: данные "ДП"
Телефоны, указанные на сайтах задолжавших торговцев шинами, вообще не отвечают или отключены. Между тем похожая ситуация наблюдается и у других производителей шин, завязанных на импорт: в 2015 году в десятки раз выросла просрочка у импортеров Dunlop (сумма исков за 2015 год — 550 млн рублей), Bridgestone (1,4 млрд) и т.д. Наоборот, у российских производителей положение, похоже, даже улучшилось: так, АО "Кордиант" в 2015 году подал исков всего на 150 млн рублей, что более чем вдвое меньше показателя позапрошлого года.
Участники рынка подтверждают: импортеры испытали катастрофическое падение продаж в прошлом году. "В целом рынок упал где-то на 50%, — говорит заместитель директора ООО "Шина.ру" Борис Борк. — Хуже всех ситуация у среднеценового сегмента. На премиальные марки спрос более стабильный. Эконом тоже в прошлом году просел очень сильно, но в этом году спрос выправляется".