"Ленэнерго" согласовало на этот год лишь 119 технологических подключений вместо 600

Автор фото: Интерпресс

"Ленэнерго" согласовало с ГАТИ лишь шестую часть своих планов по подключению абонентов. В инспекции опасаются, что компания перекопает сотни участков самовольно и Петербург встанет в пробки. Впрочем, в "Ленэнерго" уверены, что этого не произойдет.

На практике "Ленэнерго" пока включило в свою адресную программу по техприсоединению на 2016 год лишь 119 адресов, рассказал "ДП" глава Государственной административно-технической инспекции Петербурга (ГАТИ) Олег Зотов.
При этом компания собирается работать в этом году на 600 адресах, поскольку у нее накопились огромные долги по присоединению абонентов к электросетям на сумму более 23 млрд рублей. Как ранее заявляли в компании, в этом году энергетики должны исполнить более 30 тыс. договоров.
В ГАТИ говорят, что узнали эти цифры из газетных материалов и попросили "Ленэнерго" пояснить, о чем идет речь. В компании подтвердили свои масштабные планы. После этого начались многочисленные совещания между ГАТИ и представителями "Ленэнерго".
Инспекторы опасаются, что в итоге энергетики начнут бесконтрольные работы на сотнях адресов, и подрядчики компании будут хаотично ограничивать и перекрывать движение. В таком случае город встанет в глухую пробку.
Но в "Ленэнерго" уверены, что этого не произойдет, и обещают подать данные обо всех оставшихся работах в течение пары месяцев. У компании, по закону, есть срок - до конца апреля.

Конфликт обязательств

Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ) сводит все заявки на строительство, прокладку сетей, дорожный ремонт и благоустройство в Петербурге воедино и выдает ордера на работы подрядчиков. Ордера выдаются на определенное время. Такая система необходима в любом большом городе, чтобы не возникали нелепые ситуации, когда трубы начинают перекладывать на свежеасфальтированном участке или же перекрывают несколько соседних дорог и ставят весь район в пробку. Также инспекция следит за тем, чтобы подрядчики после завершения работ восстанавливали газоны и дорожное покрытие.
В этом году большинство ведомств, которые отвечают за городские работы, уже получили ордера по своим адресным программам. Например, комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) согласовал дорожный ремонт на 2016 год полностью, рассказывают в инспекции.
"Обязательства "Ленэнерго" перед бизнесом должны выполняться, безусловно. Но это не значит, что можно бесконтрольно перекопать сотни улиц. То есть, выполняя одни обязательства, нельзя нарушать другие. Сейчас мы установили для "Ленэнерго" сжатые сроки: до конца апреля компания должна подать заявки на все свои работы 2016 года. Нам предстоит увязать их планы с множеством других", - говорит Олег Зотов.
Но в "Ленэнерго" уверены, что уложатся в этот срок. Еще 80 адресов из адресной программы будут согласованы с ГАТИ в начале марта, после получения информации от подрядчиков о зонах и схемах проведения работ, а на оставшиеся около 400 работ проводят конкурсы. После выбора подрядчиков у них тоже возьмут отчеты о зонах и схемах работ и согласуют данные с ГАТИ. Это произойдет в течение ближайших нескольких месяцев, обещают в "Ленэнерго".
"Существует целый ряд проблемных вопросов и объективных причин, влияющих на эффективную работу по открытию и закрытию ордеров ГАТИ. Например, на сроки выполнения работ влияют сложные условия мегаполиса: работы могут задерживать даже припаркованные автомобили, которые "Ленэнерго" не вправе перемещать, или общий для всех компаний ТЭК географический фактор, ведь Петербург находится на болоте. Уже выкопанные траншеи могут быть затоплены грунтовыми водами, что существенно осложняет проведение работ в отведенные сроки", - говорят в компании.
Перечень из 17 объектов, где работы у "Ленэнерго" ведутся со срывом сроков (по данным ГАТИ)

Не думать о плохом

Небольшой объем полученных ордеров может указывать и на то, что подрядчик на практике не успевает выполнить заявленный объем работ по техприсоединению. Впрочем, в ГАТИ предлагают о плохом не думать и рассчитывать, что это - не такой случай.
"Моя задача - создать условия, при которых "Ленэнерго" сможет выполнить необходимый объем работ. Добросовестность компании в части выполнения своих гражданско-правовых обязательств я оценивать не могу. Конечно, для "Ленэнерго" это беспрецедентно большой объем работ, который потребует от сотрудников и менеджмента компании серьезных усилий, огромной подготовительной работы и привлечения подрядных организаций. Многие подрядчики компании обанкротились и исчезли вместе с исполнительной документацией. Из-за этого теперь на многих адресах - большие проблемы с восстановлением благоустройства. Теперь компании нужно сформировать пул подрядчиков, которые будут уважать жителей Петербурга", - говорит Олег Зотов.
В "Ленэнерго" рассказали "ДП", что сейчас разрабатывают систему, при которой компания будет сама штрафовать подрядные организации в случае нарушения правил ГАТИ.
С прошлых лет у "Ленэнерго" действует 128 открытых ордеров, и среди них есть даже работы, начатые еще в 2013 году, говорят в ГАТИ. Всего у компании 20 заброшенных объектов и 6 адресов, где велись самовольные, несогласованные работы, по данным ГАТИ.
Карта самовольных работ


Дорогое удовольствие

Несколько нарушений в работах "Ленэнерго" инспекторы ГАТИ считают наиболее грубыми. В основном причина их возникновения в том, что обанкротились подрядчики "Ленэнерго".
Например, десяток адресов заброшены компанией "Энерговектор", которая, кстати, судится с "Ленэнерго" и считает, что ее работы не были оплачены полностью. "Энерговектор" обанкротился, а раньше был крупнейшим подрядчиком компании и получал миллиардные заказы.
В результате этой ситуации с "Энерговектором" на Митрофаньевском шоссе, рядом с Балтийским вокзалом, не положен новый асфальт после перекладки кабеля. В Красном Селе на Кингисеппском шоссе разрыта и брошена траншея. В Невском районе на ул. Кибальчича рядом с домом №6 прокладку кабеля не завершили, да и начинали ее вообще без ордера, а на ул. Крупской у дома №19 красуется заброшенный синий забор и разрытые канавы. На ул. Бабушкина разрыты проезды рядом с домом №52, и жители не могут подъехать на автомобилях к дому, да и проходят там с трудом. Проход по Сампсониевскому пр. для пешеходов затруднен: асфальт там не положили.
Кроме "Энерговектора", обанкротились и другие подрядчики, и тоже оставили массу незавершенной работы. Так, тротуар вдоль пр. Энгельса в районе Светлановской пл. разбит, плитка разобрана, куски брусчатки валяются вдоль пешеходной части, и прохожие фактически подвергают жизнь риску, особенно сейчас, во время гололеда.   
Прокладку кабеля и восстановление благоустройства на Большом Сампсониевском и Светлановском пр., а также на пр. Энгельса теперь будет проводить новый подрядчик, уже выбранный "Ленэнерго". Полное завершение работ запланировано на 1 мая 2016 года.
"Благоустройство на тех объектах, работы по которым проводили обанкротившиеся компании, "Ленэнерго" будет восстанавливать в рамках средств, которые изначально были заложены в бюджете. Мы расплачиваемся с подрядчиками только после полного завершения всех работ. Соответственно, компании, не завершившие работы по причине банкротства, эти средства не получили. Эти деньги будут направлены на оплату услуг новых подрядчиков по тем же объектам. Объем средств, необходимых для завершения работ, будет определен после проведения всех необходимых закупочных процедур", - уточнили в компании.
Нарушения - дорогое удовольствие, за которое приходится платить. В прошлом году "Ленэнерго" было оштрафовано ГАТИ на 30 млн рублей, из них 6 млн рублей приходятся на самовольные работы. Почти все решения компания оспаривает в суде. При этом в большинстве случаев штрафы ГАТИ признают обоснованными, однако при этом часто уменьшают сумму штрафа.
Всего на конец 2015 года ГАТИ собрало более 300 млн рублей штрафов, то есть штрафы "Ленэнерго" составляют одну десятую долю этой статистики. В ГАТИ говорят, что на сегодня компания - самый злостный нарушитель, по их статистике.
Штрафы ГАТИ в адрес "Ленэнерго" за период 01.01.2015-19.02.2016 (в млн рублей, при наведении курсора на диаграмму)
Источник: Государственная административно-техническая инспекция