Оборонно-промышленный комплекс Петербурга оказался на грани коллапса

Автор фото: РИА Новости

Предприятия оборонного комплекса Петербурга прогнозируют: в марте исполнение гособоронзаказа станет невозможным из-за полной остановки платежей между заказчиками и поставщиками. Чиновники признают, что ситуация в оборонке складывается крайне сложная.

Локомотив петербургской экономики — оборонно-промышленный комплекс, на долю которого приходится примерно 10% валового регионального продукта, оказался на грани коллапса: средства на исполнение гособоронзаказа не выделяются, поставщики отказываются работать без аванса и недовольны ужесточением финансовой дисциплины.
"Если не принять срочных мер, то уже в марте случится коллапс: остановятся платежи между предприятиями, застопорится производство, компании перестанут выплачивать зарплаты", — полагает руководитель крупного оборонного предприятия Петербурга. Высокопоставленный чиновник Смольного признает, что ситуация в оборонке сейчас складывается крайне сложная.
В прошлом году оборонзаказ петербургских промышленников достиг рекордной отметки — 280 млрд рублей. В этом году его объем упадет, убеждены участники рынка. У оборонщиков две причины для пессимизма. Первая — ужесточение закона "О гособоронзаказе", направленное на исключение нецелевого расходования средств. Антикоррупционные поправки, принятые в сентябре 2015 года, усложнили расчеты головных исполнителей с субконтрактниками. Вторая причина — отсутствие авансов от Минобороны.
Бюрократические сложности в расчетах и отсутствие предоплаты отпугивают поставщиков, прежде всего мелкий и средний бизнес, — они уходят на другие рынки сбыта. Поставки комплектующих срываются, производство простаивает, исполнение гособоронзаказа затягивается.

Импорт долой

Теперь каждому контракту присваивается идентификационный код. В привязке к этому коду головной исполнитель гособоронзаказа, а также все его субконтрактники должны открыть специальные расчетные счета в одном из девяти банков, уполномоченных работать с Минобороны. Среди них только кредитные организации, прямо или косвенно связанные с государством, — ВТБ, Сбербанк, ВЭБ, Банк Москвы, Газпромбанк, АБ "Россия" Юрия Ковальчука, АКБ "Новикомбанк" (считается опорным банком госкорпорации "Ростех") и даже Россельхозбанк, который ранее в финансировании оборонки не был замечен. Каждый банк четко контролирует движение средств. Эти данные финансисты передают в единую информационную систему по гособоронзаказу, и военные всегда могут знать, на что потрачены деньги по каждому контракту.
Повышение прозрачности может обернуться неисполнением гособоронзаказа. "Мы еще не весь импорт успели заместить. Часть комплектующих получаем с Украины. Раньше мы их ввозили как будто для гражданской продукции, а теперь скрыть назначение не сможем. Украина поставки точно прекратит, а это катастрофа!" — восклицает один из петербургских производителей изделий для авиатехники.
Проблемы могут возникнуть и с другими иностранными поставщиками, чьи страны ввели санкции в отношении России. "Такого мы, конечно, от правительства не ожидали. Не сможем быстро заменить импорт, значит, рискуем не исполнить заказ", — сокрушаются промышленники.
По словам судостроителей, в законе часто одна статья противоречит другой. Например, один пункт закона разрешает вести закупки у иностранных поставщиков, а другой лишает возможности приобретать иностранную валюту для расчетов с ними.

Счет — проверка

Оборонщики энергично наращивают административные расходы, чтобы справиться с возросшим в разы документооборотом и удовлетворить требования всех проверяющих. Причем как включить эти и другие накладные расходы в госконтракт — непонятно.
"Открытие счета занимает больше месяца. Банки требуют много документов. Бывало, заказчик готов перечислить деньги, а мы не можем их получить", — сетует промышленник.
За открытием счета следуют проверки. Причем об увеличении количества ревизий говорят не только петербургские промышленники, но и их смежники из других регионов. "В последнее время не продохнуть от проверок. Когда поступают средства, приходят все кому не лень. То налоговая, то пенсионный фонд, то прокурорские. У нашего предприятия за последние 3 месяца прошло пять проверок. Раньше такого никогда не было, — говорит Михаил Саенко, гендиректор омского ОАО "НПО "Трансмаш-Сервис". — Мы выделили специальную комнату, в нее посадили штатных сотрудников. Они только и делают, что разбираются с проверками".

Поставщики бегут

Из-за тотального контроля смежники второго-третьего уровня не хотят работать по новому закону. "Нам это не надо. Не хотите брать продукцию — не берите", — говорит не только мелкий, средний, но и даже крупный бизнес, отмечает один из петербургских промышленников. Кооперационные связи рушатся, а заменить исполнителя, по словам оборонщиков, почти невозможно, если он уже согласован в Минобороны. А если поменять поставщика без спроса, возникает риск, что заказчик откажется принимать продукцию.
Можно не открывать спецсчет, но тогда, по словам Павла Плавника, председателя совета директоров ОАО "Звезда", поставщик получит деньги после исполнения контракта. Однако не всем такой вариант годится.
"Компания, которая поставляет нам, например, деревянные ящики, вынуждена ждать, пока не закроется весь контракт, и только тогда она сможет получить деньги. Небольшие компании не могут долго ждать", — говорит другой промышленник.
Можно расплатиться без спецсчетов, если сумма поставок не более 3 млн рублей, ее можно тратить ежемесячно по каждому контракту. "Этих денег редко хватает. В итоге поставщики отказываются от гособоронзаказа, ищут другие рынки сбыта", — добавляет промышленник.

Не все сразу

Проблема с расчетами обостряется еще и из-за перебоев с финансированием гособоронзаказа в этом году. По закону головные исполнители должны получить аванс — 80% от суммы заказа. "Пока мы этих средств не видим. Можно предположить, что авансирования работ в полном объеме в этом году не будет из-за сложной ситуации в экономике. Правительство хочет выделять деньги по кварталам. Но это невозможно. Чтобы выстроить технологическую цепочку, нужны большие деньги, и сразу", — переживает один из руководителей крупного оборонного предприятия Петербурга. По его словам, раньше, если Минобороны не могло оплатить работы авансом, исполнители брали кредит. После принятия поправок в закон такая возможность исчезла.
"Расходы по уплате процентов нельзя включить в стоимость изделия. А у предприятий заканчиваются циклы, когда кредиты уже взяты, их надо погашать. Лизинговые платежи в новом законе не предусмотрены. А у меня оборудование взято в лизинг. Я каждый год должен платить. Даже покупка нового оборудования не предусмотрена в законе", — говорит промышленник. По его словам, не все поставщики соглашаются работать без аванса, многим нужно гасить кредиты, закупать сырье, материалы. А без предоплаты контрагенты не готовы работать.
Закон ввел более жесткий контроль цепочек кооперации. В уполномоченных банках необходимо открывать спецсчета под конкретный идентификационный номер госконтракта. Мы столкнулись с двумя проблемами. Первая: ряд компаний, работающих с нами по кооперации, отказываются открывать спецсчета. Вторая: алгоритм движения денег через спецсчета не отработан, возникают задержки поставок комплектующих, простой оборудования. Итог — затягивание сроков исполнения наших контрактных обязательств. Но я думаю, это вопрос времени и накапливания опыта. Сейчас идет период адаптации.
Евгений Коптяев
коммерческий директор АО "Армалит"
Нужно менять саму систему гособоронзаказа. Неправильно размещать заказы на продукцию спецназначения через торги. Недобросовестные исполнители сбивают цены и часто обходят в этих торгах производителей с 50–летним стажем. Эти "победители" выпускают какой–то непонятный продукт, сопровождать который не могут, потому что сервиса у них нет. В результате в последнее время стремительно снижается качество ответственной продукции. Это как в пословице про бесплатный сыр: гособоронзаказ попал в собственную мышеловку.
Александр Виноградов
заместитель главного конструктора НПО "Импульс"
Для нашего предприятия ничего существенно не поменялось, кроме того, что мы открыли спецсчета для расчетов по оборонным заказам. Но мы конечный поставщик в цепочке. А вот у предприятий, собирающих изделия или крупные узлы целиком и обеспечивающих всю работу цепочки по их изготовлению, большие проблемы. Изготовители мелкосерийных изделий говорят: мы много времени потратим на открытие счетов и бюрократические процедуры, а заработаем мало. И отказываются поставлять продукцию. Получается, что из–за отсутствия нужной гайки возникают сложности в сборке изделий.
Сергей Цыбуков
гендиректор НПО имени "Комсомольской правды"