Грузовые автоперевозки между Россией и Польшей могут остановиться из–за того, что страны не договорились о разрешениях. Перевозчикам придется добираться в Европу на паромах.
Об угрозе прекращения международных автомобильных перевозок между Россией и Польшей сообщил Минтранс РФ. Причина в том, что транспортные власти двух стран не смогли договориться о количестве разрешений на перевозку грузов транспортными компаниями Польши и России.
Согласно действующему межправительственному соглашению Минтранс РФ и соответствующее ведомство Польши должны ежегодно обмениваться равным количеством бланков разрешений. То есть если, например, Россия дала Польше 100 разрешений, то и Польша должна вернуть РФ то же количество. А все, что сверху 100, обговаривается сторонами на особых коммерческих условиях.
В этом году переговоры между Россией и Польшей об обмене разрешениями на 2016 год зашли в тупик. Польша отказывается выдавать разрешения российским перевозчикам, а это значит, что ни польские, ни российские компании не смогут пересекать границу двух государств уже с 1 февраля.
На грани остановки
Состоялось уже несколько раундов переговоров, однако все они прошли безрезультатно. Поляки недовольны ужесточением госконтроля над международными автоперевозками. Такой вывод следует из приведенных на сайте Минтранса РФ выдержек из письма заместителя министра инфраструктуры и строительства Республики Польша Ежи Шмита.
В этом послании польский чиновник не в первый раз заявляет, что Польшу не устраивают новые требования российского законодательства. В частности, полякам не нравится, что штрафы за отсутствие разрешения повышены до 400 тыс. рублей. Проверить документы могут теперь не только на границе, но и в месте разгрузки. Минтранс РФ предлагает продлить переговоры до 15 февраля и не прекращать автомобильное сообщение между странами. Но поляки пока непреклонны.
"Последний раз встречались с поляками в Светлогорске (Калининградская область), а до этого в Варшаве. Всякий раз они настаивали на выделении им дополнительных разрешений, но Минтранс РФ отказывал. Поляки в последнее время стали очень часто и много возить грузов в Россию, они серьезно теснят наших перевозчиков. Минтранс РФ пытается отстаивать интересы своих компаний", — объясняет директор ЗАО "АД–Системс" Геннадий Паластров. Он добавляет, что через Польшу сейчас в Россию стало идти больше товаров, произведенных в третьих странах, но перетаренных и расфасованных в Польше.
При этом в документах Польша указывается как страна происхождения товара. А это значит, что границу с Россией польский перевозчик пересекает по двустороннему разрешению, а не по документу, дозволяющему ввозить груз в РФ из третьих стран, — такие разрешения лимитируются особым образом.
В результате, как отмечают российские перевозчики, они остаются без грузов и теряют позиции на европейском рынке.
Чей риск выше
В первую очередь страдают перевозчики из Центрального федерального округа.
"Наши перевозчики везут товары из Польши только в Петербург. В другие страны можно ехать минуя Польшу: через Украину, Белоруссию, страны Балтии, на пароме", — говорит глава Северо–Западного филиала АСМАП Александр Дацюк.
Правда, из–за конфликта с Украиной маршрут через эту страну для российского перевозчика не самый предпочтительный. Сейчас в качестве основного прорабатывается другой маршрут: из Петербурга в Латвию, а оттуда на пароме, например, в Германию.
"Не вижу никаких проблем. Сегодня из Петербурга (из Бронки) паромом можно отправиться во многие страны Европы. Из–за парома перевозка в целом подорожала бы на 15–20%", — подсчитал исполнительный директор ООО "Феникс" Алексей Шуклецов.
Разногласия РФ и Польши существенного влияния на рынок не окажут, полагает гендиректор ЗАО "Русский Логистический Провайдер" Руслан Кисс. По его мнению, товары будут ввозиться в РФ через Белоруссию — с ней у поляков нет никаких проблем. "Белоруссия благодаря политике нашего правительства уже вырвалась в мировые лидеры экспортеров цитрусовых, светлых нефтепродуктов", — добавляет Руслан Кисс.
Напомним, что похожий конфликт разразился между Польшей и РФ 3 года назад. Тогда поляки тоже требовали больше разрешений, в итоге страны договорились. Скорее всего, договорятся и в этот раз. Ведь в перевозках между Польшей и РФ доля поляков превышает 70%, а россиянам остается менее 30%. То есть поляки, настаивая на своем, рискуют потерять больше.