Структуры Минобороны задолжали петербургским подрядчикам

Автор фото: Михаил Огнев

Петербургские субподрядчики, которые работают по заказу структур Минобороны, с октября не получают оплату за уже выполненные работы. По их версии, деньги либо застряли из-за бюрократии, либо стали допрасходами на оборонную промышленность.

Как стало известно "ДП", строительные компании и энергетические подрядчики четвертый месяц дожидаются оплаты своих работ от структуры Минобороны — АО "Главное управление обустройства войск". Объем задолженности только по Петербургу оценивается ими в 8 млрд рублей. Однако в самом АО наличие долгов отрицают и утверждают, что работы оплачиваются и везде вовсю идут.
Среди возможных пострадавших подрядчиков собеседники "ДП" называют крупнейших игроков — компании "Мегамейд", "Интарсия", "Деметра", "Спецстрой-реставрация" и других. Подрядчики боятся так и не получить обещанных денег, и поэтому не обращаются в суд и не афишируют проблемы с выплатами, уверен источник "ДП", знакомый с ситуацией. К тому же внушительные долги у военных накопились и перед "ТГК-1".

Ушли на священную войну

Проблемы с выплатами начались сразу же после внесения правок в 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", пояснил "ДП" владелец субподрядной компании, так и не дождавшейся оплаты своих работ.
Поправки в 275-ФЗ вступили в силу в сентябре 2015 года. Они изгнали коммерческие банки из сферы оборонзаказа, ввели запрет на оплату услуг банка и оплату комиссии за межбанковские переводы. В результате у компаний начался сложный бюрократический процесс создания новых спецсчетов.
Так, и генподрядчики, и субподрядчики столкнулись с необходимостью создавать специальные счета в банках с госучастием не менее 50%, то есть в Сбербанке или ВТБ, а также в еще нескольких аккредитованных банках. Однако система оказалась технически совершенно не проработанной. Начался хаос. Какие-то компании создали счета, какие-то — нет, третьи создали счета, но их не одобрил заказчик, четвертые дожидаются, пока счета откроют все участники работ (а на некоторых объектах задействованы десятки субподрядчиков), и так далее. Пока идет разбирательство, деньги зависают на пути к новому счету, говорят субподрядчики.
Впрочем, есть и еще одна версия событий. По словам собеседника "ДП", чья компания строит инженерные сети по заказу военных в Петербурге, поправки стали лишь предлогом для того, чтобы никому ничего не платить.
"Никто не знает, куда на самом деле куда подевались деньги, которые были уже выделены и записаны во все бюджеты и конкурсы и контракты. Поговаривают, что на счетах заказчика денег уже в помине нет. Все деньги пустили на российскую оборонку. Она в нынешней политической ситуации оказалась более важна, чем оплата выполненных бизнесом работ. Кому какое дело до маленьких подрядчиков, когда страна ведет священную войну", — сказал собеседник.

Ждут и молчат

Так, встала часть работ по реконструкции Константиновского военного училища на Московском проспекте, куда должно было переехать Суворовское училище, рассказал "ДП" владелец компании-субподрядчика, участвовавшего в реконструкции здания. Сейчас фирма на объекте не работает и дожидается оплаты хотя бы за часть выполненных работ. По его словам, оплаты дожидается и генеральный подрядчик реконструкции — "Деметра".
Такую же ситуацию "ДП" обрисовали в компании, которая после оказания давления на нее попросила не указывать ее название, тоже выполняла субподрядные работы на этом объекте. Фирма получила авансы, выполнила работы на них, а затем работала за свой счет и теперь дожидается следующей оплаты с декабря. Возможно, деньги от Минобороны появятся в феврале, говорят в компании, вот этого транша подрядчик и дожидается, чтобы возобновить работы.
Повезло тем субподрядчикам, которые выполнили работы на сумму авансов, а свои деньги в работы не вкладывали. Остальные дожидаются таинственного февральского транша.
В самой "Деметре" не ответили на вопросы "ДП" по этому поводу. С подрядчиком был заключен контракт на 4,1 млрд рублей. По данным ряда субподрядчиков "Деметры", ожидается выплата на 1 млрд рублей.
До этого на объекте работала "Интарсия", которая, по мнению заказчика, не уложилась в сроки. Впрочем, у "Интарсии" другое мнение: компания открыто заявляет, что военные задолжали ей более 1,5 млрд рублей, а уже выполненные работы просто отказывались принимать, не объясняя причин. Разрыв контракта с "Интарсией" может быть связан как раз с тем, что компания начала открыто требовать вернуть ей задолженность, а в закрытой системе военного заказа выносить сор из избы не принято. Впрочем, "Интарсия" могла и не знать об этих традициях, поскольку в военном конкурсе этого заказчика выиграла впервые.
Еще один крупный петербургский подрядчик ГУОВ — группа компаний "Мегамейд". Подрядчик реконструирует Военно-медицинскую академию за 2,2 млрд рублей. Все работы должны быть выполнены не позднее 15 ноября 2016 года. Это далеко не единственный "военный" подряд "Мегамейда". По словам источника "ДП", знакомого с ситуацией, "Мегамейду" тоже задолжали.
"Действительно, группа компаний "Мегамейд" имеет опыт работы на объектах, находящихся в ведомстве Минобороны или предназначенных для нужд министерства. В настоящее время "Мегамейд" выполняет контракты по объектам Военно-медицинской академии на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ. Работы ведутся с соблюдением сторонами условий, прописанных в договорах", — сообщили в компании.
Однако в самом ГУОВ утверждают, что работы везде ведутся, и в Военно-медицинской академии, и в Константиновском военном училище на Московском проспекте, и деньги подрядчики получают.
Внушительные суммы задолжали военные и энергетикам. Так, задолженность за тепловую энергию перед ОАО "ТГК-1" предприятий и организаций, обслуживающих объекты Минобороны РФ в Петербурге и Ленобласти, за 2015 год составила 290 млн рублей. Впрочем, надо сказать, что долг снизился — годом ранее военные должны были "ТГК-1" более 327 млн рублей. К данной группе потребителей относятся АО "РЭУ", войсковые части, комиссариаты и другие организации.

Придется подождать

АО "Главное управление обустройства войск", заказчик петербургских подрядчиков, — подведомственно Минобороны. Причем за пару месяцев до проблем с выплатами, управление закрыло данные о своих субподрядчиках. Как оно это сделало, "ДП" уже подробно писал.
Коротко говоря, ГУОВ купило контрольные пакеты восьми компаний со специализациями на проектировании, строительстве, управлении, после чего фирмы получили названия с производным от "Оборонстрой" (например, "Оборонстройпроект", "Оборонмедстрой" и т.д.). Раньше ГУОВ распределяло подряды через конкурсы, а теперь контракты получают фирмы, где у ГУОВ есть доля. В положении о закупках ГУОВ говорится, что управление должно получать не менее 70% своего дохода. Именно это оно теперь и делает, отдавая заказы своим же фирмам. Они, в свою очередь, могут нанимать субподрядчиков сами, по необходимости и, главное, без конкурса.
По этой причине отследить полный объем заказов ГУОВ сейчас невозможно. Так что, давая оценку задолженности, "ДП" приходится опираться на цифры, которые сообщили бизнесмены, знакомые с ситуацией. Однако можно предположить, что реальный показатель в разы выше, опираясь на отчетность ГУОВ за 2014 год. По данным системы СПАРК, выручка управления составляла 40,2 млрд рублей, расходы на строительно-монтажные работы — 43,2 млрд рублей, из них 75% — субподрядные, то есть бизнес получал около 32,4 млрд рублей.