Туризм: прогноз 2016

Для петербургских отельеров и операторов, работающих на прием туристов, 2015 год, несомненно, был удачным: Петербург заменил россиянам и Париж, и Прагу, и Лондон. И от иностранцев, желающих обменять дорогие евро на дешевые рубли, не было отбоя.
Подъема рынка ждут и в 2016 году, а его масштабы ограничены только осторожностью. Одни участники рынка заявляют, что такой курс валют — магнит, который не выпускает россиян и притягивает иностранцев. Другие добавляют, что въездной поток усилится, "только если не будет новых скандалов в политике и экономике" и если у наших соотечественников хватит доходов хотя бы на внутренний туризм.
Что можно сказать о будущем уверенно: в 2016 году почти всем отелям в Петербурге предстоит пройти тест на звездность (пока это сделали только 54 гостиницы). Классификация формально добровольная, но те, кто ее не пройдет, обязаны будут закрываться на время массовых мероприятий в городе. То есть не смогут принимать гостей чемпионата мира по футболу, которого уже сейчас отельеры ждут с замиранием сердца.
Что касается туроператоров, то после щедрых на события прошлых лет они практически перестали что–либо прогнозировать. Тут слишком многое зависит от политических перемен, а они становятся все более внезапными (например, прекращения работы с Турцией никто из участников рынка не ожидал не только в прошлом году, но даже несколько месяцев назад). В компании Re:Sale Expert рассказали, что на рынке готового бизнеса в турсфере предложение выросло на 100% за год, но ликвидных объектов мало. Более конкурентоспособны те, кто не работал по массовым направлениям, имел узкую специализацию: индивидуальный, экстремальный туризм, экзотические и редкие направления, в том числе внутрироссийские.
Таким образом, туроператоры постепенно формируют рынок внутреннего туризма заново. Директор Северо–Западного отделения Российского союза туристской индустрии Екатерина Шадская отмечает, что очень важно при этом сохранить приемлемый уровень цен: теперь, когда на рынке есть и региональные компании с многолетним стажем, и новички, обладающие ресурсами и технологиями, важно не развязать демпинговые войны.

Северо–Западное отделение РСТ

Прогноз на 2016 г. по международному выездному туризму неоптимистичный. С лета 2014 г. этот сегмент подвергается все новым ударам. Ожидания по въездному международному туризму — осторожно оптимистичные. Слабый курс рубля — хороший стимул для поездок иностранцев, но политическое напряжение не исчезает. Негативным фактором может стать стремление МИДа России ответить на введение дактилоскопии странами шенгенского соглашения.

"Вест Тревел"

В компании сомневаются, что стоит ожидать сильного развития внутреннего туризма (в такие регионы, как Байкал или Камчатка), однако верят в «местечковый туризм». В этом году планируют развивать сразу несколько российских направлений, среди которых, например, Карелия. Останутся и европейские туры, в основном недорогие варианты с ночными переездами. В целом в этом году компания будет ориентироваться на бюджетный отдых.

«TUI Россия»

В преддверии зимнего сезона 2015/16 компания открыла новое для себя направление — внутренний туризм. По результатам новогодних праздников Сочи стал самым востребованным направлением среди клиентов «TUI Россия».
Летние программы на 2016 год еще до конца не сформированы, но уже сейчас наблюдается небольшой спрос на раннее бронирование туров, например на Кипр, который стал альтернативой Турции.

1. Ужесточение госрегулирования гостиниц, запрет на размещение отелей в жилом фонде

Перспективы у запрета на отели в жилом фонде нет: об этом говорит и то, что 21 декабря перенесли даже рассмотрение проекта в первом чтении. Это невыгодно и самому государству (удар по малому бизнесу в кризис, и прежде всего по частному сектору в Крыму). Добровольная классификация — более эффективный способ регулирования, это экономическая мера вместо запретов.
Юнис Теймурханлы
владелец отеля «Гельвеция»
В сфере гостиничного бизнеса главная интрига 2016 года — это обязательная классификация отелей в Петербурге, которую они должны пройти к 1 июля. Сейчас некоторые отели готовы обходиться бумажками–сертификатами, которые часто выдаются за три копейки, даже без прохождения фактической процедуры классификации. Позже у них могут начаться проблемы.
Екатерина Шадская
директор Северо–Западного отделения Российского союза туриндустрии
Сейчас чиновники сообщают, что законопроект будут слушать в начале февраля. Вопрос в том, позовут ли представителей бизнеса. Надеемся, здравый смысл восторжествует, сыграет роль обязательная классификация, которая почистит рынок (1 июля 2016 года — дедлайн ее прохождения). Иначе как проводить чемпионат по футболу и что делать Крыму, где 98?% рынка — частный сектор?
Алена Енова
совладелица «Тайга хостел»

2. Переориентация туристического и гостиничного рынков на внутренний рынок

В 2015 году российских туристов в Петербурге стало больше на 15–20%. Что будет в 2016 году — полностью зависит от доходов наших соотечественников. Надо понимать, что в прошлом году люди путешествовали на сбережения. Пока январь 2016–го лучше прошлогоднего: загрузка и выручка гостиниц среднего и высокого ценовых сегментов города выше на 5–12%, но судить пока рано.
Юнис Теймурханлы
владелец отеля "Гельвеция"
Поскольку рынок потерял много популярных у россиян туристических направлений, в Петербург стали приезжать наши соотечественники. Предпринимаются усилия, чтобы преодолеть однократность визита в Петербург — это заметно по тематическому разнообразию туристических программ. Равномерно насыщенной в течение года стала афиша городских мероприятий.
Кристина Кузнецова
генеральный менеджер Domina Prestige St. Petersburg
Импортозамещение в туризме стало основным трендом 2015 года, по итогам которого Ростуризм сообщил о росте внутреннего туристического потока в Россию примерно на 20%, и эта тенденция продолжится. Многие туроператоры переориентируются на российских покупателей, поэтому мы предполагаем, что число участников рынка в 2016 году не сократится.
Инна Шалыто
председатель комитета по туризму

3. Возвращение иностранных туристов: дешевый рубль перевешивает политические конфликты

Мы наблюдаем рост заявок на лето от иностранцев. Санкции и антироссийская пропаганда туристов всерьез не интересуют, им важно отсутствие боевых действий, беспорядков, терактов. Они реагируют на картинку по телевизору — чем меньше негативных новостей из России, тем выше шанс поездок за дешевым рублем. Если ничего плохого не случится — сезон будет удачным.
Юнис Теймурханлы
владелец отеля «Гельвеция»
Петербург приобрел несколько важных титулов («Лучшее направление для путешествий по Европе» и др.), и вкупе с выгодным для иностранцев курсом рубля можно ожидать притока гостей из–за рубежа. Россия становится модной во­преки политическим заморозкам, например, участились запросы от зарубежных блогеров, которые интересуются городской средой Петербурга.
Кристина Кузнецова
генеральный менеджер Domina Prestige St. Petersburg
Мы ожидаем, что падение курса рубля приведет к росту въезд­ного турпотока в Россию на 12–13%, и в основном, конечно, в Петербург — туристическую столицу. Важно, что рынок переключается на прямые каналы бронирования, без фирм–посредников. Массовый турист теперь в первую очередь обращается к ним, и участники рынка должны будут это учитывать.
Eлена Лысенкова
гендиректор Hospitality Income Consulting