"ДП" подводит итоги-2015: главное в IT и телекоме

Автор фото: Ковалев Петр
На IV Международной конференции "Управление недвижимостью корпораций" – REMIC 2015, в конгрессно-выставочном центре "Экспофорум".

2015 год в телекоммуникационной отрасли выдался спокойным. Из главных событий — "ВымпелКом" и "МегаФон" решили продать свои вышки сотовой связи, чтобы урезать повседневные затраты. За эти недешевые активы разворачивается нешуточная борьба.

Уходящий год был поистине примечательным для отечественного телекома. Потому что ничего, практически ничего не случилось. И это здорово. На фоне того, что ретейлеры закрываются, банки теряют лицензии, авиакомпании умирают. Среди телекомщиков крупных банкротств нет. Да, операторы хотят сбросить с воздушного шара свои вышки и, может быть, кого–нибудь из топ–менеджеров. Но в остальном полет нормальный, по крайней мере над, а не под землей. Под землей, кстати, дела так себе: строительство линий связи практически остановилось.
В этом году мы узнали, что и правда можно заблокировать торрент–трекер Rutracker и загнать в иностранный угол электронную библиотеку "Флибуста".

Отрыв башен

Помимо прочего, летом стало известно, что "ВымпелКом" желает продать свои вышки, на которых располагаются базовые станции. Цель — избавиться от огромных затрат на содержание инфраструктуры. Осенью аналогичное желание выразил "МегаФон".
Что касается "МегаФона", речь идет примерно о 14 тыс. вышек в России, "ВымпелКом" выставляет 9–12 тыс. Оценить их можно в 50 млрд и 35 млрд рублей соответственно.
Это только в России: "ВымпелКом" также хочет продать башни в странах СНГ (таких еще около 40 тыс.), Пакистане и Бангладеш, компания готовит сделки вместе с Merrill Lynch. А совет директоров "МегаФона" в ноябре одобрил создание "дочки", которая объединит в один актив вышки оператора, — Первой башенной компании. Бывшие столько лет в ведении связистов, вышки вдруг оказались непрофильными активами. При этом, как сказал гендиректор "МегаФона" Иван Таврин, "владение такой инфраструктурой — это стабильный и высокомаржинальный бизнес, башенные компании по всему миру имеют маржу 60–70%". Идея в том, что башенные компании приводят на одну вышку нескольких арендаторов сразу. У операторов уже есть опыт совместного использования вышек сотовой связи, но, как говорят аналитики, самыми удачно расположенными башнями сотовики не торопились делиться.
Основные претенденты на активы — инфраструктурные компании "Русские башни", "Вертикаль" и Link Development.
"Русские башни" (созданы фондом UFG Asset Managеment и банком ЕБРР) — партнер "ВымпелКома" с 2011 года, в 2013 году уже обсуждался вопрос о продаже им части башен. Но и Link Development возглавляет выходец из "ВымпелКома". Для абонентов же важно, что в случае объединения башен в одних руках операторы перестанут конкурировать территориями охвата.

Замена вратаря

В Северо–Западный филиал «ВымпелКома» вернулся и занял самый главный пост Юрий Смагаринский, который проработал здесь ранее 9 лет до 2012 года, в последнее время — в должности директора по маркетингу, и был в ней настолько успешен, что его отправили возглавлять Центральный регион. Смагаринский и там блеснул: сделал регион ведущим по ключевым показателям. В Петербург же он вернулся, чтобы усилить позиции филиала, совершая, главным образом, маркетинговые ходы. Смагаринский сменил Андрея Ковтонюка, который проработал главой компании на Северо–Западе целых 6 лет. Примечательно то, что Центрального региона, покинутого Смагаринским, не стало: входящие в него области поделили между филиалами. Казалось бы, после включения «МегаФоном» Тверской области в Северо–Запад уже нечему удивляться. Но у «ВымпелКома» теперь Мурманск оказался в одной пачке с Белгородом. Впрочем, если что и мешает компании, то точно не это.

Братья Малисы

Владельцем группы компаний «Связной» стал Олег Малис, брат генерального директора «Евросети», то есть главного конкурента «Связного», Александра Малиса. Олег Малис, основатель группы Solvers, приобрел право требования по кредиту «Связного» у группы компаний «ОНЭКСИМ» еще в конце 2014 года. Фактически это означало, что он стал владельцем 90% группы компаний «Связной». Но весь 2015 год он отстаивал свои права. Дело в том, что основатель «Связного» Максим Ноготков хотел продать свой бизнес, раз уж приходится, оператору МТС. И все бы получилось, но нужно было одобрение Владимира Евтушенкова (основной владелец АФК «Система», куда входит МТС), а он так некстати оказался под домашним арестом. В МТС целый год пытались оспорить права Малиса на «Связной», арбитражный суд отклонил иск оператора только в текущем декабре. А между тем летом появлялась информация о возможном слиянии «Связного» с братской «Евросетью».

Кругом пираты

В мае 2015 года вступили в силу поправки к антипиратскому закону, его действие стало распространяться уже не только на фильмы, но и на музыку, книги, программное обеспечение. И началось. Уже к концу мая известнейший торрент–трекер Rutracker обязали удалить копии 11 книг российских авторов под угрозой блокировки. И далее претензии посыпались одна за другой, пока в конце октября Роскомнадзор не объявил об окончательной, «вечной» блокировке ресурса — активно педалировало идею этой блокировки издатель­ство «Эксмо». В этом году прекратился доступ к онлайн–библиотеке «Флибуста» по ее основному адресу: годами правообладателям не удавалось это сделать. В октябре Минкомсвязи предложило законодательно закрепить штрафы для провайдеров за несвоевременную блокировку запрещенных сайтов. Что интересно, авторы, которые должны быть, по идее, больше всех обижены, особо не возмущаются, свирепствуют посредники.