Новой точкой роста экономики России может стать внутренний туризм, пишет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Сегодня общество активно обсуждает проблемы, связанные со взаимоотношениями с Турцией. Вероятно, мы еще не совсем ясно представляем себе все последствия этой политической ситуации, однако очевидно, что в первую очередь пострадает туристическая индустрия. Пострадают как турецкие интересы, так и российские любители отдыха.
Турция в течение десятилетий была самым популярным направлением курортного отдыха россиян. Прекрасный климат и разнообразное побережье, множество отелей разной ценовой категории, любимая российскими туристами система «все включено», хорошо продуманный досуг для детей — все это в сочетании с безвизовым режимом, сравнительно небольшим расстоянием перелета и доступными ценами. В контексте сложившихся в последние дни взаимоотношений между нашими странами совершенно очевидно, что этот рынок для нас по моральным соображениям будет надолго закрыт. Это связано не с ухудшением отношения россиян к туркам, а исключительно по причине изменения внешнеполитического курса руководства страны по отношению к России и личной недружественной позицией президента Турции Эрдогана.
Турция, возможно, надолго лишилась потока наших туристов. В прошлом году страну посетило 4,48 млн россиян — это 12% всего туристического потока. По оценке Федерации владельцев отелей Турции из-за падения туристического потока из России местная туриндустрия недосчитается в этом году $4,5–5 млрд, а это примерно 0,7% ВВП страны. Реальные цифры, скорее всего, выше — кроме трат на путевки, российские туристы оставляли деньги в кафе, клубах, экскурсионных бюро, в сувенирных лавках и т. д.
Какое направление может стать достойной альтернативой Турции в ближайшее время? Фактически ни одно пляжное направление не может предложить тот же набор услуг за адекватные деньги. Египет теряет популярность по тем же политическим причинам.
Похожий набор услуг предлагают средиземноморские страны Европы, особенно Греция. Но это визовые страны и зона евро, отдых там дороже — это принципиально важно в условиях кризиса. Есть еще Черногория, которая пока не входит в Евросоюз, но и с этой страной у нас возможно ухудшение отношений в ближайшее время по причине желания США и стран Североатлантического альянса форсировать процесс вступления этой дружеской и братской нам страны в НАТО. Да и еще раз напомним, что валютой Черногории является евро, а он сейчас дорогой, может быть еще дороже.
И вот трендовое слово «импортозамещение» наконец громко зазвучало в туриндустрии. Очевидно, что сегодня на повестке дня внутренний туризм, которым мы до сих пор пренебрегали. Именно он может стать одним из основных направлений развития туристической области в ближайшие годы. И что важно, развитие внутреннего туризма может стать не только поиском новых ощущений для отпускников – внутренний туризм может стать важным инструментом развития экономики, социальной, да и всех сфер в малых городах и туристических кластерах!
Продолжение: blog.dp.ru/post/8326/
Больше мнений экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.