Почему добросовестную турфирму легко перепутать с мошенниками

Автор фото: ИНТЕРПРЕСС

Специалисты считают, что в Петербурге могут активизироваться мошенники, желающие нажиться на туристах. Главная проблема в том, что вполне обычную турфирму, вынужденную экономить в кризис, будет очень сложно отличить от недобросовестных организаций.

Мошенничество в туризме — тема неоднозначная, ведь не всегда возможно определить, шла речь о намеренной незаконной деятельности или просто о неудавшемся бизнесе. Так, например, после приостановки деятельности нескольких туроператоров в 2014 году дела по статье «Мошенничество» были заведены на руководителей целого ряда туристических компаний, среди которых оказались и долгое время работавшие на петербургском рынке «Атлас» и «Солвекс Турне».
Впрочем, есть и более очевидные истории. Так, в начале 2000-х в Петербурге вместе с деньгами, собранными с туристических агентств и клиентов, пропал директор туроператора «Свой тур». А информация о том, как сотрудник того или иного агентства скрылся с деньгами туристов, оставив последних без отдыха, появляются в СМИ чуть ли не ежедневно. В случае когда преступники выдают себя за сотрудников турагентства, схема достаточно проста: они заключают с клиентами договор, принимают оплату, а потом, так ничего и забронировав и, соответственно, не перечислив деньги туроператору, просто скрываются с полученными средствами.
В ближайшее время мошенники, желающие обогатиться за счет туристов, могут активизироваться, считают специалисты.
«Я допускаю, что мошенничество в туристической сфере в ближайшее время начнет развиваться. Многие компании сейчас сокращают персонал. Если начальство, уволив турменеджера, не поменяет пароли, то у бывшего сотрудника останется доступ ко всем системам бронирования. К тому же надо принять во внимание то, что люди сейчас всего боятся. А на человеческом страхе всегда пытались нажиться», — говорит Ирина Семенова, представитель Альянса туристических агентств в Северо-Западном регионе.
При этом под подозрение бдительных граждан, воспитанных в духе защиты собственных прав, даже когда их никто и не пытается нарушить, могут попасть и вполне добросовестные участники туристического рынка.

Подозрительная экономия

На данный момент в Петербурге, по данным Северо-Западного отделения РСТ, насчитывается около 1500 туристических агентств, по оценкам представительства Альянса туристических агентств в Северо-Западном регионе, это число чуть больше — около 1700, при этом 1500 — это независимые агентства, не входящие в различные сети.
Зимний сезон и до кризиса был достаточно трудным периодом для небольших агентств. Сейчас же, по данным Альянса туристических агентств, из-за невозможности оплачивать аренду помещения и зарплату сотрудникам в условиях крайне низкого спроса временно закрылись около 30% агентств.
Те, кто принял решение не закрывать офис, будут вынуждены экономить буквально на всем. Специализированый портал Profi.travel для профессионалов туристического бизнеса советует в первую очередь урезать расходы на канцелярские принадлежности и продвижение. При отказе от рекламы рекомендуется начать активно продвигать услуги компании посредством бесплатных каналов, например через социальные сети.
Если это не спасает, рекомендуют переходить к более серьезным мерам: сокращать персонал или переводить сотрудников на фриланс и экономить на аренде помещения. В качестве способов экономии указывается и полный отказ от аренды офиса. В конце концов работать можно и дома, а встречаться с клиентами, например, в коворкинге.
Также многие агентства, вероятнее всего, примут решение отказаться от франшизы, ведь ежемесячно оплачивать роялти в кризисные времена — непозволительная роскошь. Таким образом небольшое агентство может лишить себя и известного бреда, который в глазах клиента был хоть какой-то гарантией надежности.
В итоге деятельность типичного турагентства, чье руководство приняло решение сэкономить на сотрудниках, рекламе и аренде офиса, может неожиданно напомнить клиентам мошенническую схему.
Активное продвижение в соцсетях, отсутствие сайта и известного бренда, встречи в кафе и коворкингах и сотрудники, объясняющие, что они прекрасно могут забронировать тур прямо из дома, — и вот уже готов почти эталонный образ компании-мошенника, при встрече с сотрудниками которой не мешало бы насторожиться.

Найти отличия

Ирина Семенова признается, что отличить добросовестное турагентство от мошенников достаточно сложно, но кое-что все-таки можно сделать. Например, запросить выписку из ЕГРЮЛ, чтобы понять, существует ли вообще такая компания. Но главный совет, по ее мнению, — перестать бегать от офиса к офису в поисках скидок и продолжить работу с агентством, с которым уже был положительный опыт взаимодействия.
Что касается самих агентств, Ирина Семенова советует их владельцам не заходить слишком далеко в вопросах экономии. Так, например, от встреч в коворкингах лучше отказаться, чтобы не вредить своей репутации. Подобные встречи выглядят крайне сомнительно и несерьезно. А предлагать клиентам перечислить деньги за тур на личную карту сотрудника или директора турфирмы — вообще последнее дело. С точки зрения закона это явная попытка уйти от налогов, да и клиентов такие предложения, вероятнее всего, отпугнут. А вот перевод бухгалтерии на аутсорсинг — это вполне реальная мера экономии, которая поможет урезать расходы и не вызовет вопросов у клиентов.