Фестиваль "Золотая маска" в Петербурге

Автор фото: Сергей Гутник

Театральный критик Дмитрий Циликин — о фестивале "Золотая маска".

Национальная театральная премия "Золотая маска" давно куда больше, чем премия. В списке ее культуртрегерских дел — показы лучших российских спектаклей за рубежом, интересных зарубежных — у нас, демонстрация отечественных достижений импортным продюсерам, лаборатории, детские проекты и т. д. В частности, "Маска" не только привозит в Москву на свой фестиваль номинантов премии, где их вместе со столичной публикой отсматривает жюри, но и везет лауреатов в российские города, дабы их увидела публика провинциальная.
Эти многолетние усилия (вернее — в том числе они) привели к тому, что границы между столицами и так называемой провинцией постепенно стираются и, к примеру, в Екатеринбурге нынче балет не уступит Большому и Мариинскому. Убедиться в этом своими глазами можно 13 декабря в Александринке: "Маска" представит, как говорят на театральном жаргоне, "тройчатку" — три одноактных балета. Четыре года назад екатеринбургскую труппу возглавил Вячеслав Самодуров, экс–солист Мариинского и Нидерландского, а потом лондонского Королевского балета. Пробовать себя как хореограф Слава начал, в частности, в Петербурге — в 2010–м он сделал в Михайловском театре весьма любопытный спектакль "Минорные сонаты". А потом — просто рванул. Первые же его постановки в Екатеринбурге, выпущенные в 2013–м, выдвинули на "Маски" аж в семи номинациях, из которых четыре награды они и получили. Работа следующего года — трехактная "Цветоделика" — тоже нарубила премий. В нынешнюю тройчатку, названную Terra Nova, то бишь новая земля, входит 3–й акт "Цветоделики" на музыку Пуленка — озорная остроумная неоклассика, требующая от танцовщиков виртуозной техники, горячего темперамента и заразительности, — каковые они вдосталь и проявляют.
"Занавес" — совсем свежий опус Самодурова, так что пока не лауреат, а лишь номинант "Маски", решение жюри на его счет узнаем весной. А увидим его уже сейчас. Это исследование (при помощи музыки Респиги) внутреннего мира артиста балета, его отношений с профессией, талантом, жизнью и судьбой. Артист в данном случае — прима–балерина Большого театра Мария Александрова, хорошо нам знакомая, но у Самодурова представшая небывалой.
С хореографией Пола Лайтфута, возглавляющего (после Иржи Килиана) знаменитый NDT, Нидерландский театр танца, и его жены и соавтора Соль Леон вживую нас некогда познакомила Диана Вишнева, включившая в одну из своих программ их страстный и страшный балет "Объект перемен". А первой российской труппой, получившей сочинение этого дуэта в репертуар, стала как раз екатеринбургская. Самодуров уговорил старого знакомца Лайтфута перенести к нему раннюю (1991) работу "Осторожной поступью", поставленную на традиционные болгарские народные песнопения. Песни–то народные, но Лайтфут всегда работает с артистами классической выучки, так что это гибрид contemporary dance и неоклассики. Который номинирован как "Лучший спектакль в балете".
Второе название мини–фестиваля — "Самоубийца" — последняя премьера Студии театрального искусства, так что пока она только номинант ("Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссера"). Будут ли они признаны таковыми, опять–таки узнаем весной, но вообще–то СТИ, по моему глубокому убеждению, — лучший московский драматический театр. Он образовался из курса Сергея Женовача, прекрасного режиссера, одного из первых учеников Петра Наумовича Фоменко. Потом в блестящую молодую труппу влились выпускники его следующего курса, и сейчас это абсолютная dream team. Что вполне продемонстрировал "Самоубийца" — спектакль по изумительной пьесе Николая Эрдмана. Завязка которой, как известно, состоит в том, что герой, зауряднейший, но с амбициями мещанин Семен Семенович Подсекальников решил ночью покушать ливерной колбасы. Какие катастрофические, дико смешные и столь же печальные события от этого произошли, можно увидеть 15 и 16 декабря в Молодежном театре.