О законах военного времени стали говорить подозрительно часто

Автор фото: Станислав Красильников/ТАСС

В последнее время наши руководители как-то уж очень настойчиво намекают на то, что скоро нам всем придется жить в условиях военного времени. Про войну при этом речь не идет — наоборот, воевать не собираемся, заверяет министр иностранных дел Сергей Лавров. Это он о Турции. Но почему-то все равно на всякий случай готовиться надо к худшему.

Три дня назад председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, например, сказал, что законы пора ужесточать "в направлении военной суровости". Причем не просто ужесточать, а вообще надо "трансформировать правовую систему". Бессмысленно, говорит один из главных судей страны, выбирать между свободой и безопасностью. Тут и думать нечего — ради безопасности надо ограничивать свободу. Парадоксальным образом это, по мысли Валерия Зорькина, должно привести как раз к защите свобод и прав человека.
Парадокс этот кажущийся, а на самом деле мысль вполне внятна: животное в зоопарке находится в гораздо большей безопасности, чем в лесу. Его не съест никакое другое животное, его будут кормить, лечить, а если ему захочется спариться, то даже самку подберут специально обученные люди. Не жизнь, а малина.
Идею мгновенно подхватил и продолжил глава ОВЦС Московского патриархата Всеволод Чаплин: на заседании Изборского клуба он высказался о том, что железную волю наших "наиболее последовательно мыслящих и говорящих государственных мужей, общественных деятелей и публицистов" хорошо бы оформить "идейно, в проекты решений, законов, практических рекомендаций власти и народу". Объединить, наконец, монархический и социалистический идеалы.
Мысль ретранслируется как сигнал от мобильного телефона от вышки к вышке. И вот слово берет уже министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Накануне он заявил, что в случае нужды на "закручивание гаек" надо идти безусловно. "Есть время для закручивания или откручивания, — философски заметил глава МВД. — Тогда, когда возникает необходимость для их закручивания, мы должны это сделать, потому что ради общего блага можно где-то поступиться, ущемляя права и обязанности граждан гораздо меньшего количества, чем могут пострадать от тех или иных опасных ситуаций".
Это не говоря о постоянных предложениях вернуть смертную казнь, которые уже просто как фон идут.
Как будто есть какие-то часы, которые указывают — наступило время закручивания. Российские власти, выучив спецслужбистскую моду, вообще предпочитают никогда не пояснять, что происходит. Все случается как бы само, мистическим образом, без связи с предыдущими событиями. Скажем, проблемы с турецкими товарами, вы думаете, из-за сбитого самолета начались? Нет, это от того, в последние дни, как назло, резко стали поступать жалобы потребителей на качество турецких товаров. Об этом рассказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Раньше не поступали, а тут вдруг стали поступать. И самолет тут ни при чем, оно само. Почему нельзя было нормально сказать — мы вводим эмбарго в ответ на провокацию?
По тому же принципу "это оно само" нам рассказывают о том, что наступают, товарищи, суровые годы. Грозовые годы, сами должны понимать. Ну и надо, конечно, покрутить там, раз наступают. Для общего, то есть вашего же, блага. Закрутим потуже, они и отступят. До каких пор и как закручивать, это мы вам потом скажем. Вот президент сейчас с посланием Федеральному собранию выступит, все и узнаете.
Привычка к секретности приводит к дезориентации телезрителя, который не видит причинно-следственных связей, а видит только какой-то опускающийся туман, непонятно откуда взявшийся, а оттого вдвойне пугающий. Войны нет. Железный занавес? Что вы, прищемить ведь что-нибудь можно ненароком. А законы военного времени зачем тогда? Нам к чему-то готовиться? Комендантский час, военный налог, мобилизация, расстрелы на месте? А то вон в Крыму Сергей Аксенов уже пообещал со спекулянтами бороться "по законам военного времени". Нет-нет, закатывают глаза чиновники, ни к чему готовиться не надо. Просто время такое, время. Ему, если что, и предъявляйте претензии.