Плитка разбилась о кризис

СПб. Сбербанк банкротит крупного производителя керамической плитки — ЗАО "Контакт". Компания не справилась с затратами на модернизацию в размере более 600 млн рублей.

По словам гендиректора ЗАО "Контакт" Дениса Савичева, решение о введении внешнего управления в ноябре принял Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти.
Иск о банкротстве подал Сбербанк, которому производитель задолжал более 600 млн рублей: предприятие брало кредиты на модернизацию производства.
До 2014 года компания занимала около 15% на рынке керамической плитки Северо–Запада (30 млн м2 плитки в год) и 2% российского рынка. Учредители компании — физические лица, граждане РФ.
За счет модернизации и установки нового оборудования компания рассчитывала увеличить выпуск с 5,7 млн до 9 млн м2 в год. Когда производитель принимал это решение — в 2013 году, — в стране был строительный бум, продукция пользовалась хорошим спросом.
Однако модернизация обернулась проблемами: поставщик оборудования задержал поставку на полгода.
Поскольку старые линии уже были демонтированы, производство остановилось более чем на полгода. Затем в 2014 году оборудование было установлено, велись пусконаладочные работы, и до середины 2015 года производство работало в тестовом режиме. Но выйти на полную мощность завод так и не смог, поскольку столкнулся с падением спроса и резким сокращением объема заказов.
По словам Дениса Савичева, компания не смогла конкурировать с производителями Украины ("Голден Тайл") и Белоруссии ("Керамин", "Березакерамика"), у которых отпускные цены на плитку оказались ниже себестоимости продукции "Контакта".
В итоге с мая 2015 года производство на "Контакте" остановлено, большинство сотрудников уволилось, часть находится в неоплачиваемом отпуске. На сайте компании вывешено объявление, что на территории предприятия можно арендовать площади для размещения производства по выпуску керамической плитки.
"Мы надеемся найти инвестора, хотя понятно, что в нынешней ситуации это будет очень непросто", — говорит Денис Савичев. Участники рынка согласны, что в ближайшее время найти инвестора "Контакту" будет сложно.
По мнению участников рынка, теперь долю "Контакта" могут занять такие производители Северо–Запада, как "Нефрит–керамика", "Еврокерамика", УК "КераМир", либо компании из других регионов, например "Юнитайл" ("Шахтинская плитка").
По данным Агентства строительной информации, в 2013 году объем потребления керамической плитки и керамогранита в России составлял 231 млн м2. Рост за прошлый год, по данным экспертов, составил около 5%.
Крупнейшие российские игроки — компании "Керама Марацци" (9%) и "Юнитайл" (10%), "Эстима" (6%).