Елена Зборовская elena.zborovskaya@dp.ru Все статьи автора
16 ноября 2015, 10:56 730

Почему в 2015 году падает рынок факторинга

Падение потребительского рынка привело к сжатию рынка факторинга. В условиях кризиса факторинговые компании сами отказываются от рискованных клиентов. В итоге оборот факторинговых компаний в 2015 году снизился на 13,4%, до 1,2 трлн рублей.

Рынок факторинга по итогам 9 месяцев 2015 года заметно сократился по сравнению с теми же месяцами 2014 года. Оборот факторинговых компаний за это время снизился на 13,4%, до 1,2 трлн рублей, а совокупный факторинговый портфель — на 21%, до 232 млрд рублей, говорится в исследовании Ассоциации факторинговых компаний (АФК).

Почему бизнес не пользуется факторингом

Почему бизнес не пользуется факторингом

107
Елена Кондратюк

Петербургский рынок, на который приходится около 10% общероссийского оборота, не остался в стороне от общей динамики — он также испытывает снижение.

Продажи потянули оборот

Среди причин снижения оборотов факторинговых компаний — уменьшение объема продаж из–за падения потребительского спроса. Хуже всего пришлось торговцам автомобилями и электроникой. Снижение объемов факторинга по этим сегментам составило более 40%. Кроме того, факторинговые компании также сами снижали объемы финансирования, тщательнее выбирая клиентов и дебиторов.

"По нашим оценкам, снижение основных показателей рынка в Петербурге по сравнению с прошлым годом составляет 20–25%. Факторинг быстрее, чем рынок кредитования, реагирует на изменение экономической ситуации", — говорит заместитель директора департамента факторинговых операций банка ФК "Открытие" Кирилл Покровский. По его словам, в III квартале темпы падения рынка замедлились.

"Действительно, многие ретейлеры чувствуют падение спроса: если в конце 2014 года все покупали по два–три телевизора или холодильника, то сейчас люди стали здраво оценивать ситуацию", — добавляет Евгений Палочкин, заместитель начальника управления факторинга Промсвязьбанка. Он замечает, что количество качественных клиентов продолжает уменьшаться и предпосылок для улучшения ситуации пока нет, а значит, необходимо сохранить и постараться увеличить текущий портфель. Сокращение факторинговых портфелей — это в том числе результат той политики, которую выбрали игроки рынка, чтобы сохранить устойчивость бизнеса, констатирует директор петербургского представительства НФК Сергей Васильев.

"Решение о прекращении работы с теми или иными клиентами принимают сами факторинговые компании, и сейчас мы видим, что спрос со стороны некоторых компаний, желающих использовать факторинг, превышает возможности факторов, которые не хотят брать на себя риски по работе с тем или иным бизнесом", — говорит он.

Перестановка игроков

Как российские компании снижают риски неоплаты

Как российские компании снижают риски неоплаты

370
Сергей Васильев

Число новых договоров, как и число активных клиентов и дебиторов факторинговых компаний, за год заметно сократилось.

Как говорят участники рынка, недавний уход ФК "Лайф" вряд ли добавит им новых клиентов, поскольку компания работала в узкой нише — с малым и микробизнесом. ФК "Лайф", которая входила в один холдинг вместе с лишившимся в августе лицензии Пробизнесбанком, 22 октября подала иск на собственное банкротство.

"Сегодня практически никто не работает с теми объемами дебиторской задолженности, на которые была ориентирована ФК "Лайф". Мы замечаем, что обращений от таких клиентов стало гораздо больше. Многие из них сразу говорят о том, что работали по факторингу с "Лайфом" и ищут нового фактора, — рассказывает Сергей Васильев. — Часть из них подходят под наши критерии, но это лишь малая доля. Остальные, к сожалению, рискуют остаться без партнера по факторингу в ближайшем будущем".

Впрочем, на местном рынке набирает обороты Северо–Западная региональная дирекция "Сбербанк Факторинг", которая начала работу лишь в июле текущего года.

Как рассказали в СЗБ Сбербанка, на начало ноября компанией принято решение по финансированию в объеме 8 млрд рублей, до конца года планируется профинансировать еще 1,3 млрд рублей. Конкуренты говорят, что рост бизнеса нового игрока на фоне общего падения неудивителен — работает эффект низкой базы.

"Уход "Лайфа" на наш сегмент не повлиял, так как эта компания работала с сегментом МСБ, а мы в большей степени с крупными клиентами, — говорит Константин Овчаров, начальник управления факторинга ЮниКредит банка. — Что же касается появления факторинговой компании самого крупного российского банка, то ее бизнес, конечно, растет за счет поддержки материнского банка — с точки зрения огромной клиентской базы и прочих преимуществ это вполне логично".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама