Грузоперевозчики готовятся протестовать до полной остановки

Автор фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Владельцы большегрузов снова протестуют, требуя отложить взимание платы за проезд по федеральным трассам. Если правительство не пойдет перевозчикам навстречу, то они готовы перекрыть дороги. Перевозчики уже отказываются от дальних рейсов.

Владельцы большегрузов сегодня снова проводят акцию протеста против запуска автоматизированной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 тонн — "Платон". По всей стране от Петербурга до Владивостока десятки грузовиков выстроились сегодня с утра на обочинах федеральных трасс.
Перевозчики требуют от правительства РФ введения моратория на запуск системы в коммерческую эксплуатацию, настаивая на тестовом режиме, который позволит отладить работоспособность "Платона", выявить и устранить все его недостатки. Если правительство не откликнется на требования перевозчиков, то они готовы в ночь на 15 ноября, когда "Платон" заработает, перекрыть федеральные трассы. Этим актом они надеются обратить на себя внимание президента РФ Владимира Путина, и как уже ни раз бывало в новейшей истории нашей страны глава государства в последний момент вмешается в ситуацию и сделает всем хорошо.
До запуска системы осталось два рабочих дня, а еще не все петербургские перевозчики получили бортовые устройства (транспондеры), которые должны фиксировать расстояние, пройденное грузовиком по федеральной трассе. В зависимости от пройденного расстояния со счета перевозчика, на который он внесет аванс, будет списана плата за проезд. Размер платы после первых акций протеста перевозчиков Минтранс снизил с 3,73 до 1,53 рубля. Такая цена будет действовать до 29 февраля, а затем она поднимется до 3,06 рубля.
Из-за того, что еще не все компании успели получить транспондеры и сохраняется риск, что они не получат их до 15 ноября, перевозчики отказываются идти в дальние рейсы. "Мы сейчас соглашаемся везти товар только до Москвы. Не дальше, чтобы грузовик вернулся домой до 15 ноября", — говорит один из владельцев транспортной компании.
Перевозчики, зарегистрировавшиеся в системе, получившие бортовые устройства, до конца не понимают, насколько корректно будет работать "Платон", как он будет списывать деньги, не будет ли ошибок. Возможности оспорить неправильное списание средств у компаний практически нет. "У нас есть платежное поручение, подтверждающее, что мы перечислили деньги по выданным нам реквизитам, но у нас нет договора с "РТ–Инвест", а значит, нет оснований обратиться в суд, доказать, что мы находимся в каких-то отношениях с этой организацией", — переживают транспортники.
Конкурс Минтранса на создание национальной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам выиграло ООО "РТ–Инвест транспортные системы" (РТИТС), аффилированное с корпорацией "Ростех", которую возглавляет Сергей Чемезов, давний друг и соратник президента РФ Владимира Путина. Также в числе собственников значится Игорь Ротенберг — сын другого друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга.
За год РТИТС планирует собрать с перевозчиков за проезд по федеральным трассам 50 млрд рублей. Эти средства предполагается направить на ремонт дорог. Наибольший ущерб которым, по мнению чиновников, наносят грузовики тяжелее 12 тонн.
По оценкам предпринимателей, исходя из текущих цен, РТИТС может собрать за год около 2 трлн рублей, что многократно превышает дефицит дорожного фонда на строительство и реконструкцию федеральных дорог — 44 млрд рублей.
Стоимость перевозки груза в результате введения платы за дороги, по оценкам транспортников, возрастет на 10-20%.