Конкурент ЛСР на рынке керамического кирпича — "Петрокерамика" — останавливает производство

Андрей Молчанов, генеральный директор «Группы ЛСР», успел вовремя провести модернизацию своих кирпичных заводов и оставить одного из основных конкурентов без дешевого сырья.

Один из последних конкурентов "Группы ЛСР" на рынке керамического кирпича — ОАО "Петрокерамика" — останавливает производство. Предприятие не справилось с транспортными расходами.

Емкость петербургского рынка керамического кирпича составила в 2014 году 350–370 млн штук условного кирпича, или более 5 млрд рублей. Из–за сокращения объемов строительства рынок переживает не лучшие времена. В этом году спад составит 5%, а в следующем рынок может сократиться на 15–25%.
ОАО "Петрокерамика", которое принадлежит ХК "Нефрит" Загита Багаутдинова, до недавнего времени занимало заметное место в своей отрасли. Предприятие производило 60 млн кирпичей в год, что соответствует 18% рынка.
Это делало компанию вторым игроком после "Группы ЛСР", которая лидирует с большим отрывом — 60%. Еще 8% занимает группа "Эталон". Как стало известно "ДП", с начала октября предприятие остановлено.
"Петрокерамика" поставляла свою продукцию петербургским застройщикам, а также компаниям из Вологды, Великого Новгорода, Москвы.
В кризис объемы нового строительства снизились и спрос на продукцию упал. На эти проблемы наложился рост стоимости перевозок сырья для производства кирпича.
"Петрокерамика" возила глину из карьера, который находится на расстоянии 30 км от производства. В июле этого года вступили в силу ограничения на перевозку — нагрузка на ось грузовиков не должна превышать 8 т. В результате расходы на транспортировку выросли вдвое. Себестоимость производства выросла, а цены в условиях падающего рынка предприятие поднять не смогло, и рентабельность производства ушла в минус.
По словам генерального директора ОАО "Петрокерамика" Андрея Власова, в настоящее время производство остановлено. Сотрудники находятся в отпуске.
Эксперты указывают на то, что до 2009 года тосненскому заводу не надо было возить глину издалека — "Петрокерамика" получала глину с карьера "Группы ЛСР", расположенного поблизости. Возможно, что сотрудничество с основным конкурентом оказалось стратегической ошибкой предприятия, так как 3 года назад "Группа ЛСР" отказалась поставлять ему сырье, с чего и начались проблемы.
Сейчас руководство и собственники "Петрокерамики" ищут пути выхода из кризиса. Возможно, производство будет возобновлено в марте, если компания сможет приступить к разработке собственного карьера рядом с заводом.

Не успели перестроить бизнес–планы

"Сейчас многие производители не справляются с рыночной ситуацией, не успевают перестроить свои бизнес–планы, из–за чего вынуждены временно приостанавливать производство или даже закрывать заводы. Рынок стеновых материалов не исключение", — рассуждает руководитель департамента маркетинга "Группы ЛСР" Алексей Онищенко.
При этом вертикально интегрированные компании, у которых есть собственный сбыт, чувствуют себя лучше локальных игроков. Например, рентабельность производства на заводе "Эталон", где давно не проводилась модернизация, невелика, говорят участники рынка. Но тем не менее "Эталон" будет работать, пока у него будут заказы со стороны компаний, входящих в группу "ЛенСпецСМУ".
"Ужесточение контроля правил перевозок грузов дополнительно ударило по компании. Но в любом случае конкурировать с двумя новейшими предприятиями "Группы ЛСР" на старых мощностях невозможно, даже при условии модернизации", — уверен генеральный директор ЗАО "Решение" Александр Батушанский. "Шансы "Петрокерамики" на возобновление работы оцениваю как минимальные", — заключает он.
Освободившуюся долю "Петрокерамики", скорее всего, займет ЛСР, отмечают участники рынка. Напомним, что "Группа ЛСР" Андрея Молчанова занимает также лидирующее положение и на рынке нерудных стройматериалов — песка (45%) и щебня (35%).
Не удивлен, что "Петрокерамика" приостановила деятельность. Это крупное предприятие, но оно призводило только один вид продукции — керамический кирпич. А это все–таки достаточно узкий сегмент. И было понятно, что работать только с одним видом стройматериалов достаточно рискованно. Если бы, например, компания выпускала также облицовочные и другие материалы, это, возможно, спасло бы положение. Но рынок сжался, и вот результат работы только с монопродуктом. Возможно, "Петрокерамика" еще сможет запустить свое производство, если весной вдруг произойдет увеличение объемов строительства и спрос на стройматериалы увеличится. Но это сомнительно. Потому что, если даже экономическая ситуация стабилизируется, оживление на строительном рынке наступит далеко не сразу. Так, например, развивался рынок после кризиса 2008–2009 годов.
Евгений Ботка
генеральный директор ЗАО "Строительная информация"