Корреспондент "ДП" Марина Васильева о том, почему одежда российских дизайнеров плохо продается.
Уже много лет на всех профильных встречах и конференциях петербургские дизайнеры говорят об одних и тех же проблемах: не хватает российских тканей, неэффективно используется сырье, слишком много контрафакта, нет денег на рекламу. На последней выставке "Индустрия моды" в СКК прозвучало, что, если бы открытия магазинов наших дизайнеров анонсировались так же широко, как выход на российский рынок шведского гиганта H&M, — и объем продаж был бы таким же.
Но, если пройтись посмотреть на ту же выставку глазами покупателя, становится ясно, что дело не только в этом. В пресловутом H&M люди покупают не столько пальто и вечерние платья, сколько стопку футболок на весь год без примерки, набор носков "неделька". Многие даже переодеваются по дороге на работу, если, например, не успели заехать домой после поездки. Большая же часть одежды российских марок — это вещи, перед покупкой которых нужно несколько раз подумать. Немало компаний так и позиционируют свои коллекции — "возрождение уникальной техники", "редкие материалы", "ручная работа", "традиции".
Декан экономического факультета
МГУ Александр Аузан часто цитирует американского менеджера, сказавшего: "Если вам нужна одна уникальная вещь — закажите русским, если нужны 10 одинаковых — заказывайте кому угодно, только не русским". И отечественные дизайнеры в большинстве своем подтверждают эту теорию. На их выставочных стендах год от года висят валяные из войлока пальто с розами, платья с мелкой вышивкой, льняные костюмы, которые мнутся от каждого прикосновения, и просто вещи с пестрыми, нередко цветочно–леопардовыми принтами, которые требуют особого вкуса и особых условий стирки. Глядя на такое платье, очень легко представить себе женщину, которая его наденет — от цвета волос и возраста до профессии.
Массовые же бренды достигают огромных оборотов именно за счет того, что не меньше половины их ассортимента одинаково подходит людям любого возраста, пола и социального статуса. И это не про эстетику — такая одежда может быть очень красивой, но покупать ее всегда будут штучно, а не "мелким оптом" — по полмагазина в каждый заход. В Петербурге есть и немало компаний, которые это поняли: Oh, my, NNedre, Ae, KORPUS45 и десятки других вполне успешных марок. Есть и те, кто работает уже давно, но меняется в соответствии с запросами аудитории.
И в целом в нашем городе (это признает даже Минпромторг) с производством одежды все не так уж плохо — Северо–Запад производит 18% всей российской одежды. Будем надеяться, что японский UNIQLO, который открывается в ТРЦ "Галерея", не отнимет последний кусок хлеба у петербургского малого бизнеса.