Целевые продукты, заточенные под нужды людей

Девелоперы постепенно отказываются от привычного ранжирования жилой недвижимости, и вместо домов эконом–, комфорт– и бизнес–класса появляются "капсульные" проекты, объединенные одной идеей и направленные на конкретную целевую аудиторию.

Некоторые эксперты считают, что этот обычный маркетинговый ход, целью которого является привлечение клиентов в условиях затоваривания рынка, может стать первым шагом на пути к созданию принципиально нового рынка недвижимости, суть которого не в том, чтобы продать то, что произведено, а в том, чтобы произвести то, что продается.

Прицельные проекты

Петербургский рынок недвижимости уже давно превратился в рынок покупателя, а с наступлением кризиса ситуация усугубилась еще больше, поскольку предложение квартир достигло максимума.
По данным КЦ "Петербургская недвижимость", в начале июля 2015 года в продаже находилось 4,9 млн м2 первичного жилья, причем почти треть новых квартир (1,30 млн м2 жилья, или 28,26 тыс. квартир) поступила на реализацию в течение предыдущего квартала.
Затоваривание рынка вынуждает застройщиков придумывать новые маркетинговые ходы и все более тщательно относиться к концептуальной составляющей новых проектов. В борьбе за покупателя девелоперы начинают отказываться от абсолютно бессмысленных делений жилых проектов на классы, предлагая вместо этого целевые продукты, заточенные под нужды людей с определенной жизненной философией и интересами.
"Классификация жилья по категориям эконом, комфорт и бизнес для большинства покупателей просто непонятна, выделив же некие характерные особенности, девелоперы привлекают к проекту дополнительное внимание", — объясняет эксперт Агентства стратегического консалтинга Андрей Волков.
Например, ЖК "Олимп" от компании "ГСК" во Всеволожске рекламируется как дом для будущих чемпионов — в его состав входит физкультурный комплекс с круглогодичной ледовой ареной площадью 800 м2 и плавательный бассейн для любителей водных видов спорта.
Многоквартирный жилой дом Veda Village (застройщик "Веда–Хаус") спроектирован по правилам древнего ведического искусства гармонизации жилого пространства "Васту" и предназначен для людей, которых объединяет интерес к духовным практикам, йоге и вегетарианству. В проекте "Я — романтик" на Васильевском острове предполагается создать пространство для романтиков, в котором, в частности, будет вполне осязаемая небесная обсерватория, из которой можно полюбоваться звездным небом.

Под клиента

"Подобная специализация объекта по потребителю — одна из характерных тенденций нашего времени, — объясняет директор по маркетингу компании Mirland Development Елена Валуева. — Концепция таких комплексов учитывает потребности узкой целевой аудитории, и в этом случае у объекта может быть нетрадиционный "внеклассовый" набор функций, важных именно для этой категории покупателей". Вариативность опций может быть и плавающей, и в этом случае из предложенного девелопером функционала покупатель может выбрать то, что нужно именно ему. Так, в проекте smart–кварталов от Legenda Intelligent Development квартиры собираются как конструкторы Lego. В каждом жилом комплексе предусмотрены несколько десятков типов планировок, учитывающих разнообразные хобби и привычки будущих жителей — есть квартиры для фрилансеров, работающих дома, матерей–одиночек, многодетных семей и т. д.
Подстраиваясь под потребности клиента, застройщики также все чаще включают в проекты демократичного жилья опции, традиционно относившиеся к более высоким классам. Конечная стоимость объекта при этом не увеличивается.
Например, ЖК "Северная долина" от "Главстроя–СПб", который квалифицируется как жилье экономсегмента, предлагает опцию подземного паркинга и полной отделки, что является фишкой проектов класса комфорт и выше.
"Сегодня покупателю есть из чего выбрать, поэтому рынок идет к тому, что границы между классами постепенно будут стираться. Все больше черт престижного жилья вроде улучшенной квартальной среды, спортивной инфраструктуры, отдельных кладовых предлагаются теперь и во вполне доступных по цене объектах, которые появились в Петербурге в последние пару лет", — подтверждает генеральный директор компании "УНИСТО–Петросталь" Арсений Васильев.

Другой рынок

По мнению Андрея Волкова, говорить о том, что наступила эра потребителя, пока преждевременно. Попытки застройщиков модернизировать классы недвижимости объясняются обычными маркетинговыми задачами, цель которых состоит в увеличении продаж и повышении рентабельности проекта.
Отказавшись от штамповки унылых "бетонометров", застройщики получают закономерное конкурентное преимущество.
Тем не менее стремление наиболее прогрессивных девелоперов занять принципиально другую нишу в конечном итоге может обернуться созданием нового рынка, на котором место безликих бетонных коробок займут действительно интересные проекты, идущие от возможностей, запросов и нужд потребителей.