Как в Петербурге открыть экомагазин за 1 млн рублей

Автор фото: Петр Ковалев
Вячеслав Кныш–Полубояринов (справа) и Антон Кудинов продвигают сыроедческую кухню в России. В ближайшее время они планируют открыть ресторан и начать продажу веганских суши.

Предприниматель Вячеслав Кныш–Полубояринов, став сыроедом, создал сеть из трех специализированных магазинов, а затем и производство, где готовят козинаки и выжимают масло. Оборот компании — около 18 млн рублей в год, а в планах — открытие ресторана.

Компанию " Зеленый дом " (ИП Кныш) предприниматель Вячеслав Кныш–Полубояринов организовал постепенно, начав с совместных закупок. Несколько лет назад он заинтересовался сыроедческой и веганской кухней и понял, что в петербургских магазинах это направление почти не представлено. Предприниматель начал искать поставщиков и закупать партии продуктов для себя и знакомых.
Объемы закупок выросли, и Вячеслав Кныш–Полубояринов решил открыть магазин на Гороховой ул., где в помещении площадью 120 м2 разместился также офис и производство сыроедческих хлебцев, растительных масел и шоколада.

Экомагазин за пять шагов

Начать поиск можно с Интернета, но лучше знакомиться с поставщиками лично, например на спецвыставках (поездка и регистрация — около 50 тыс. рублей), чтобы договориться о скидках, рассрочке и др. Собственный сайт (от 10 тыс. рублей) и соцсети помогут найти и новые продукты, и покупателей.
Затраты: 10–50 тыс. рублей. Срок выполнения: 10–15 дней
2. Оформление
Регистрация предприятия — 4 тыс. рублей, госпошлина — 4 тыс. рублей, юридический адрес — 3,2 тыс. рублей, печать — 650 рублей, подготовка документов для счета — 2,5 тыс. рублей, пошлина — 4–5 тыс. рублей, уставный капитал — 10 тыс. рублей. Начав с ИП, можно сэкономить около 15 тыс. рублей.
Затраты: 30 тыс. рублей. Срок выполнения: 17 дней
3. Помещение
Аренда помещения только под магазин обойдется как минимум в 50 тыс. рублей в непроходном месте. С небольшим офисом и ближе к проходным местам — от 100 тыс. рублей в месяц. Если не включать в ассортимент скоропортящиеся продукты, стеллажи и простой ремонт обойдутся в 40–50 тыс. рублей. Закупка продуктов — от 500 тыс. рублей.
Затраты: 650 тыс. рублей. Срок выполнения: 10 дней
4. Персонал 
Сотрудников лучше всего искать среди единомышленников — в группах в социальных сетях, созданных на первом этапе. Поначалу можно обойтись двумя продавцами, которые будут работать посменно, если вывести на аутсортинг бухгалтерию и самому быть менеджером.
Затраты: 120 тыс. рублей. Срок выполнения: 5 дней
5. Производство
Производство позволит расширить ассортимент и увеличить выручку. Организация кухни для производства продуктов без выпечки — это около 20 тыс. рублей на аренду дополнительного помещения. 60 тыс. рублей — ремонт и оборудование, 120 тыс. рублей — зарплаты двух сотрудников.
Затраты: 200 тыс. рублей. Срок выполнения: 10 дней

Итого

Затраты — 1 млн рублей, из которых на аренду — 60 тыс. рублей, закупки — 600 тыс. рублей, зарплаты на один магазин и производство — 200 тыс. руб- лей. Кухня производит продуктов на 100–150 тыс. рублей в месяц, ее рентабельность — около 30 %. Оборот магазина — 1,5 млн рублей в месяц. Чистая прибыль — около 300 тыс. рублей в месяц. Годовой оборот — 12–15 млн рублей.

Холодная кухня

Гендиректор компании Антон Кудинов рассказывает, что главное в этом бизнесе — сформировать сообщество. "Зеленый дом" оказывает маркетинговую поддержку нескольким конкурентам, которые оказались на грани банкротства, а многие продукты, например иван–чай, фирма закупает напрямую у экопоселений. "Можно взять 0,5 млн рублей, открыть магазин и прогореть через полгода, — говорит он. — Но может быть все иначе — например, наши конкуренты ("Органика", "Медведь") общаются и друг с другом, и с нами. Также мы проводим образовательные встречи, спонсируем мероприятия, связанные со славянской культурой".
Сейчас у "Зеленого дома" сеть из трех магазинов, где работают восемь человек. Их зарплаты обходятся компании примерно в 450 тыс. рублей в месяц. Помещение на Гороховой ул. весной 2015 года компания выкупила в кредит и теперь ищет инвесторов для закрытия долга. Оборот главного магазина составляет 1–1,5 млн рублей в месяц, из них около 600 тыс. рублей уходит на закупки продукции. В остальных двух точках выручка — около 2,8–3 млн рублей в год, а затраты на аренду — около 100 тыс.
Производство под названием "Био–кухня "Урожай" находится в подвале флагманского магазина. На кухне работают два человека, которые производят продуктов на 100–150 тыс. рублей в месяц. Это урбечи (ореховая паста), шоколад из кэроба (рожковое дерево), льняные хлебцы и др. Продукты не нагревают выше 42°, чтобы они подходили для сыроедческого рациона. Рентабельность производства — 30%.
"В кризис мы пострадали не столько от роста закупочных цен, сколько от снижения платежеспособности населения", — сетует Антон Кудинов. В ближайшее время он планирует увеличить оптовые поставки (у компании уже есть представительства в нескольких регионах, которые покупают продукты оптом). Также в планах — добавить в ассортимент веганские суши, выйти на рынок спортивного питания и начать продажу франшизы, а в перспективе — открыть ресторан.

Риск и рост

В последние несколько лет на Гороховой ул. сформировался целый кластер вегетарианских и сыроедческих магазинов и кафе. На этой улице работают "Ади", "Веганика", "Рада & K", "Органика", "Джаганнат" и др. Объем петербургского рынка сыроедческих и веганских продуктов оценивают примерно в 250 млн рублей. Представитель компании по производству веганских продуктов "Шоколадный панк" Даниил Петухов считает, что рынок специализированной еды очень перспективен. "Мешает то, что все хотят идти по накатанной дорожке и не рисковать, но спрос есть, и он растет", — говорит предприниматель.