Почему стартаперам нужно обращаться к акселераторам

Трекер ФРИИ и партнер студии Func Николай Страх о самых распространенных заблуждениях об акселераторах.

Я много общаюсь с начинающими интернет–предпринимателями в Петербурге. Большинство команд амбициозны и имеют хорошие шансы на успех, но работают по наитию, хотя есть зрелый рынок и универсальный рецепт — акселераторы. И, что вдвойне удивительно, когда заходит речь об акселераторах, то эти молодые предприниматели превращаются в староверов и говорят о каких–то воображаемых минусах. Я бы хотел отметить наиболее распространенные заблуждения.
Заблуждение первое и основное: больших инвестиций здесь не найдешь. В целом верно: в среднем акселераторы предлагают около 1,5 млн рублей за долю 7%. Но ценность акселератора не в деньгах, а в экспертизе, знаниях и накопленном опыте. Деньги будут в следующем раунде.
Заблуждение второе: это актуально только для студентов. Загляните в крупнейший в России акселератор ФРИИ: средний возраст — за 30, а там десятки предпринимателей с миллионными оборотами. Акселератор — это методология, которая позволяет системно работать с любым проектом.
Заблуждение третье: все внимание уходит на разработку продукта. С точностью до наоборот: все, абсолютно все акселераторы учат вас продавать, быть ближе к вашему клиенту и понимать его реальные потребности. Ничто так не говорит о клиенте, как оплаченный заказ.
Заблуждение четвертое: вся работа в акселераторе сводится к взаимодействию с инвесторами следующего раунда. На практике команды только ближе к концу программы могут позволить себе продуктивные диалоги с потенциальными инвесторами, а основное время посвящают развитию бизнеса. Достигнутые результаты расскажут о вас куда больше, чем красивые презентации (которые тоже никто не отменял).
Лучшее, что может случиться с проектами на ранних стадиях, я убежден, — это прохождение программы акселерации. Благодаря экспертам и заданному темпу за несколько месяцев вы сделаете то, на что могли потратить годы. Это квинтэссенция знаний, опыта, экспертов и обширных деловых связей, собранных в одном месте именно для вашего проекта.
В России работает несколько десятков акселераторов. При выборе я бы рекомендовал обратить внимание на следующее: команда и опыт акселератора; время программы и занятость в ней (оптимально 2–3 месяца ежедневной работы); количество участников в программе (эффект от командной работы порой перекрывает опыт экспертов); дополнительные возможности (удобно, когда акселератор существует при фонде или крупной технологической компании: вы сразу можете планировать следующий шаг) и отзывы команд, прошедших акселерацию.