Подрядчик "Газпрома" выходит на рынок жилищного строительства

Автор фото: Петр Ковалев

Подрядчик "Газпрома", компания "Росинжиниринг", заработав на олимпийском строительстве, займется возведением жилья. Жилищные проекты даже в кризис остаются более доходными, чем коммерческие, спортивные и инфраструктурные.

К строительству своего первого ЖК на улице Цимбалина "Росинжиниринг-Энерго-Строй", входящая в группу "Росинжиниринг", приступает 20 августа. Земельный участок площадью 0,16 га компания купила 2 года назад на торгах Фонда имущества за 41,4 млн рублей. В доме комфорткласса высотой 25 этажей будет 270 квартир общей площадью 12 тыс. м2 (площадь всего дома — 16 тыс. м2). Завершение строительства намечено на 2017 год. Эксперты разошлись в оценке возможного объема инвестиций. В Colliers International считают, что на строительство потребуется 800-900 млн рублей. В NAI Becar предполагают, что 1,3 млрд рублей, причем участок не вполне соответствует характеристикам для строительства жилья комфорткласса, а ближе к эконому, отмечают в NAI Becar.
Группа "Росинжиниринг" принадлежит Дмитрию Новикову. По данным системы "СПАРК", выручка компании за 2014 год составила 6,7 млрд рублей, за 2013-й — около 72 млрд рублей, чистая прибыль — 21 млн и 3 млрд рублей соответственно. Такая большая разница в финансовых показателях обусловлена тем, что "Росинжиниринг" активно участвовал в строительстве инфраструктуры для Олимпиады в Сочи. Основные выплаты за выполненные работы пришлись на 2013 год, когда прошла сдача в эксплуатацию большинства проектов.
До сих пор компания специализировалась на проектировании и строительстве инфраструктурных, спортивных объектов и коммерческой недвижимости. В числе проектов "Росинжиниринга" — угольный морской терминал "Порт Вера" в Приморье, гостиничный комплекс для "Газпрома" под Адлером, горно-туристический центр для "Газпрома" в Красной Поляне, склад нефтепродуктов для "Газпромнефть Северо-Запад", горнолыжный курорт "Роза Хутор" в Сочи, несколько горнолыжных парков в Подмосковье, Петербурге и Ленобласти ("Орлиная гора", "Пухтолова гора", "Игора") и др.
Гендиректор "Росинжиниринг-Энерго-Строй" Дмитрий Юрков поясняет: "Спрос на коммерческую недвижимость (офисы, склады, гостиницы, торговые комплексы) упал, а потребность в жилье у граждан сохранится даже в условиях кризиса. Спрос на жилье никогда не падает до нуля. Мы намерены расширять свой земельный банк, рассматриваем варианты участков для приобретения".
Наиболее перспективно сегодня строительство жилья экономкласса. Но поскольку предложение в бизнес-классе очень ограниченно, то, скорее всего, в кризис он просядет меньше, чем, например, комфорт, считает Дмитрий Юрков. Поэтому "Росинжиниринг-Энерго-Строй" намерен попробовать себя в строительстве жилья разных категорий.
Это не единственный пример, когда компании меняют специализацию в кризис. Например, корпорация "Трансстрой" в конце прошлого года тоже заявила, что займется жилищным строительством. "Мы ведем переговоры с несколькими иностранными и отечественными инвесторами", — говорил тогда руководитель проектов "Трансстроя" на Северо-Западе Игорь Панкин.
Ранее "Группа ЛСР" отказалась от развития направления коммерческой недвижимости, сосредоточившись только на жилищном строительстве и производстве стройматериалов.
Жилищный девелопмент традиционно обладает большей степенью устойчивости к кризису, который сопровождается спадом деловой активности, а значит, и снижением спроса на коммерческую недвижимость, говорит член совета директоров девелоперской компании "СтройИнвестТопаз" Максим Раевский. Он напоминает, что сейчас девелопмент жилья поддерживается госпрограммой субсидирования ипотечного кредитования.
Девелоперы считают, что участникам рынка не стоит опасаться значительного роста конкуренции со стороны новоиспеченных жилищных строителей. Все зависит от успешности проекта, а она не гарантирована, поясняет Марина Агеева, руководитель отдела продаж УК "Теорема". "Безусловно, компании, которые работали на рынке генподряда, хорошо знают процесс строительства, но работа на B2B-рынке сильно отличается от работы в сегменте B2C — на рынке с конечным покупателем. Здесь очень велико значение силы бренда, узнаваемости, наличия уже реализованных проектов — того, что уже есть у крупных игроков жилищного строительства", — отмечает она. Девелоперам, которые меняют специализацию, потребуются достаточно серьезные вливания — и креативные, и финансовые, чтобы выйти из тени своих крупных заказчиков. На раскачку таких компаний — формирование их узнаваемости и доверия бренду — потребуется время.
"Сейчас в нашей отрасли время изменений, поэтому при правильном планировании и профессиональном менеджменте есть вероятность успешно выйти на рынок", — добавляет Дмитрий Сидоренко, руководитель отдела продаж ГК ЦДС.
Управляющий директор сети бизнес-центров "Сенатор" Дмитрий Золин считает, что для успешности проекта новичкам рынка придется искать ликвидные места, а таких земельных участков мало. "Свободных участков много, но все лакомые кусочки — в портфелях крупных игроков, которыми сформированы планы развития этих территорий на несколько лет вперед. При этом серьезный девелопер предпочтет сам реализовать качественный проект на хорошем земельном участке, чем продать его новичку", — говорит он.
Некоторые инвесторы, заявлявшие в прошлом году о планах выйти на первичный рынок жилья, пока не приступили к их реализации или вовсе заморозили свои проекты. Например компания "Терминал", связанная с владельцами рыбоперерабатывающего завода "Балтийский берег" (основной акционер — гендиректор предприятия Михаил Бобров), 2 года назад заявляла, что построит на ул. Фучика, 8, жилой комплекс. На участке в 6 га предполагалось возвести 180 тыс. м2 недвижимости. Проект оценивался в 7-8 млрд рублей. Однако до сих пор стройка не началась. Завод ЛОМО, располагающий крупным земельным банком в Выборгском районе Ленобласти (около 900 га), собирался строить там жилье, гостиничные и досуговые объекты. Но из-за кризиса предприятие пока отложило реализацию этих планов.