Почему власти России никак не могут повысить престиж рабочих профессий

Генеральный директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис объясняет, почему власти России никак не могут повысить престиж рабочих профессий.

На днях вдруг было появилась надежда, что скоро школьники наконец–то увидят возможности рабочих профессий. Ведь за дело их популяризации взялись российский премьер и другие чиновники высокого уровня. Если сопоставить продолжительность их работы в высших эшелонах власти и рост популярности среди молодежи госслужбы за тот же период, то, может, они, как люди, знающие на собственном примере, как мотивировать молодых граждан на чиновничью работу, смогут поднять интерес и к гораздо более активным и актуальным для нашей экономики видам труда? Но, ознакомившись с полным отчетом о заседании правительственной комиссии по импортозамещению, как всегда, понимаешь, что эта надежда напрасна.
Разговоры о том, что надо как–то возвращать молодежь в рабочие профессии, ведутся давно. На больших и малых встречах представителей правительств разного уровня и бизнеса эта тема актуальна. Каждый раз чиновники, насупившись и кивая, говорят, что надо, надо как–то поднимать престиж рабочих профессий. Но сложность в том, что нет у них понимания сути этой проблемы, равно как и возможностей ее решения. Что не ново: с другими проблемами, держащими тяжелыми якорями наше народное хозяйство на мели, ситуация та же. Это же не стадион строить, тратя многие годы десятки миллиардов долларов.
По сути же ситуация такая: советская система образования была построена так, что ребята, которые не могли тянуть программу старших классов — и это видели учителя, — туда не попадали. И, надо сказать, таким образом удавалось избежать мучений и самих ребят, и учителей. Теперь школы оказывают населению образовательные услуги — и задачи им начальство ставит иные. Поскольку система среднего профессионального образования в руинах, то ребятам вместо старших классов и пойти–то некуда.
В итоге на неквалифицированные работы мы получаем тех, кто даже с каким–то высшим образованием не смог ничего найти на рынке труда. То есть, потратив несколько лишних лет, прошел тот самый фильтр, который раньше прошел бы в школе. Что касается квалифицированных рабочих профессий, то бизнесу остается только учить на них за свой счет. Ведь больше некому!
Вот недавно городской комитет по труду торжественно открыл в двух городах Таджикистана центры по осуществлению набора иностранных граждан на предприятия Петербурга. А где еще взять рабочих? Хотя специалисты знают, что легально принятые сотрудники, приехавшие из соседних стран, обходятся бизнесу не дешевле соотечественников.
Так что слова словами, а о мотивах судят по результатам.