Как изменится Россия за время, проведенное в изоляции

Автор фото: Коммерсант

В самоизоляции России есть что–то дикое, а опыт Ирана показывает, что договариваться с Западом все равно придется. Но на поиск компромисса могут уйти десятки лет. Редактор "ДП" Василий Латенко — о том, как может измениться Россия за это время.

Есть "британские ученые", есть "армянское радио", а теперь вот, похоже, есть "петербургские депутаты" — особый вид парламентариев, которые регулярно вносят, скажем так, экзотичные законодательные инициативы.
На этой неделе стало известно об одной такой идее — депутат Евгений Марченко (партия "Единая Россия") предложил ввести законодательный запрет на посещение российскими гражданами Египта, Турции и Таиланда. Обоснование следующее: в этих странах постоянно происходят серьезные ДТП, там высокий уровень преступности и некачественные алкоголь и продукты питания (хорошо, что ничего этого нет в России!), и вообще — вредный там климат для нашего человека. Туроператоры сначала слегка остолбенели от такой навязчивой заботы о согражданах, а потом дружно раскритиковали потуги Марченко: мол, в Тунис даже после недавнего теракта едут отдыхать. К тому же тем, кто привык к Хургаде и Пхукету, трудно будет найти альтернативу. По крайне мере в границах одной шестой части суши.
Впрочем, удивляет даже не само предложение депутата, а то, насколько подобные новости еще способны вызывать резонанс. Казалось бы, за последние пару лет, которые прошли под знаком запретов, можно было ко всему привыкнуть и уже не удивляться. Но выходит, что болевой порог не снижен, рефлексы в норме.
Кроме того, есть простые, проверенные, безотказно работающие рыночные механизмы и здоровый прагматизм. Из–за девальвации рубля отдыхать за рубежом стало накладнее, и уже Ростуризм фиксирует, что турпоток "отсюда — туда" в этом году упал на 40%, и многие россияне внимательнее изучают карту своей страны.
Вообще же вся эта повестка "санкции — запреты — эмбарго — самоизоляция", кажется, себя исчерпала, и рано или поздно придется договариваться (если, разумеется, на Украине сохранится нынешний хрупкий мир). И свежий пример тому — подписанное во вторник Ираном и "шестеркой" стран–посредников соглашение по урегулированию ядерной проблемы. Событие уже поспешили назвать историческим, теперь с Ирана будут постепенно сняты все санкции, под которыми страна находилась 30 лет. И вряд ли в глобальном мире возможен другой сценарий. Здесь также стоит вспомнить Кубу, которая недавно выкурила сигару мира с США.
Ясно, что сторонам, которые пытаются договориться, приходится чем–то жертвовать. От чего согласна отказаться Россия и на что готов пойти Запад — главная интрига. И сколько лет понадобится на поиск компромисса. Если на это уйдет 30 лет, то трудно вообразить, как изменится Россия за это время в условиях изоляции. Может, дойдет до того, что депутаты объявят Петра Первого пятой колонной, мужчинам запретят ходить без бороды, а женщинам — носить брюки. Часть страны будет отдана в аренду китайцам, а столицу из Москвы перенесут в какое–нибудь секретное место (чтобы враги не выведали). Хотя нет, это уж слишком, вряд ли столица переедет. А вот все остальное…