Общий тренд падения спроса затронул застройщиков по-разному: кто-то фиксирует падение спроса на 30-40%, кто-то — вообще никакого. Продажи во многом зависят от того, насколько эффективно компании используют имеющиеся инструменты стимулирования покупки.
Участники рынка продолжают говорить о том, что показатели продаж в компаниях все больше разнятся и последствия кризиса каждый ощущает по-разному. «В течение последних нескольких дней, когда Росреестр опубликовал свои данные по зарегистрированным договорам долевого участия, началась активно муссироваться тема о том, что количество сделок в 2015 году просело практически на 40%, — говорит Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН. — Но падение было далеко не у всех. Кризис — то время, когда рынок зачищается, и на нем остаются работать только те, кто дает действительно качественный продукт. Спрос просто перераспределился, и сегодня уверенно продаются 20% возводимого жилья. Это те объекты, которые соответствуют реалиям рынка и соотношению цена/качество. Основной пул застройщиков — лидеров рынка не ощутил просадку».
Сертификаты и субсидии
Объясняется это не тем, что лидеры могут себе позволить использовать больше инструментов привлечения покупателей, например возможностей господдержки. Так, участвовать в программе военной ипотеки в Петербурге могут всего несколько компаний, в числе которых «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад», «ЛенСпецСму», КВС, ЮИТ и др. Некоторые еще дают дополнительные скидки тем, кто берет ипотеку по госпрограмме, предлагают более выгодные условия кредита. В итоге даже если базовая цена на квартиры разных компаний на первый взгляд не отличается, сделка с крупной компанией для покупателя может быть выгоднее.
«Сегодня очень благоприятное время для покупки жилья в кредит, — говорит Денис Бабаков, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад». — Ставки по ипотечным кредитам достигли докризисного уровня и даже опустились ниже. Так, на прошлой неделе «ЮниКредит Банк» начал прием заявок на выдачу кредитов в жилых комплексах «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» по ставке 9,8%. Такого не было даже до кризиса. При этом покупателям квартир с использованием кредитов от банков — участников программы государственной поддержки ипотеки нами еще предоставляются скидки в зависимости от количества комнат (на студии и однокомнатные — 1%, двухкомнатные — 2%, на трех- и четырехкомнатные — 3%)».
Наравне со скидками, получить которые можно, взяв ипотечный кредит, в «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» также действуют программы скидок для разных категорий покупателей. Так, обращаясь в отдел продаж этого крупнейшего в стране застройщика, на скидку могут рассчитывать те, кто покупает квартиру по военной ипотеке. Скидка за повторную покупку составляет 1 тыс. рублей с каждого квадратного метра второй и каждой следующей приобретаемой в компании квартиры. Эти скидки суммируются с компенсацией затрат на транспортные расходы иногородним покупателям, скидкой по партнерской программе с региональными агентствами недвижимости. «Наконец, сегодня действует родительская скидка, — продолжает Денис Бабаков. — Ее размер составляет 1 тыс. рублей с квадратного метра за каждого несовершеннолетнего ребенка в семье».
Кому по карману скидки
Кроме усиления инструментов господдержки, лидеры с устойчивым финансовым положением могут предлагать более интересные программы рассрочек (к примеру, в ЖК «Новая Охта» действует схема, при которой, внеся 10% стоимости квартиры после заключения договора долевого участия, остальные 90% можно оплатить перед заселением) и принимать в зачет имеющееся жилье. Последняя схема предполагает, что вносится небольшой залог (например 10% от стоимости), и цена на покупаемую квартиру фиксируется до тех пор, пока не будет продана имеющаяся.
«В условиях сокращения доходов имеющаяся недвижимость все чаще становится активом, реализация которого помогает приобрести новую квартиру, — продолжает Денис Бабаков. — Кроме того, о возможности зачета имеющейся квартиры при покупке новой со временем узнают все больше людей. У наших клиентов эта услуга пользуется стабильным спросом. По этой схеме проходит до 16 сделок в месяц».
Ну и, наконец, сегодня усиливается значение доверия к бренду — при прочих равных покупатель выберет более известную и надежную компанию с хорошей репутацией, а также большим опытом. Притом что доплаты за бренд или надежность в строительстве еще не существует.
«Заблуждение думать, что качественный товар более дорог в производстве, — говорит Андрей Тетыш. — Он, конечно, требует больших затрат, но скорее интеллектуальных, чем материальных, и серьезно стоимость стройки не меняет. Строить более комфортную и удобную недвижимость за те же деньги — это и есть антикризисный проект».